5. Непосредственно выбор стратегии антикризисного управления и разработка антикризисных мероприятий.
Кризисное состояние организации, с точки зрения маркетинга, означает ее неконкурентоспособность. Это состояние не возникает мгновенно. Процесс перехода в условиях кризиса начинается с постепенного ухудшения таких экономических показателей работы организации, как сбыт, прибыль, рентабельность (сначала отдельных производств, а затем и фирмы в целом), имидж в глазах потребителей и т.д.
Менеджеры организации должны своевременно отреагировать на этот процесс путем установления объективных причин его возникновения и проведения комплекса маркетинговых мероприятий, препятствующих дальнейшему развитию кризиса.
Маркетинговыми причинами кризиса могут быть ошибки руководства фирмы в любом из направлений: выборе целевого рынка, позиционировании товара, прогнозе сбыта, маркетинговой информации, ценовой и товарной политике, оценке внутренних возможностей фирмы, выборе концепции маркетинга и его целей, качестве проведениями маркетинговых исследований и т.п.
Задача маркетологов фирмы - выяснить причины кризисного процесса и предложить радикальные меры либо по его приостановке, либо, если фирма «вошла в кризис», т.е. речь идет о ее банкротстве, способствовать деятельности антикризисных управляющих по проведению маркетинговых мероприятий, обеспечивающих выход фирмы из кризиса.
Опыт, накопленный отечественной и зарубежной практикой, свидетельствует о том, что собственный персонал фирмы часто не в состоянии дать полную и объективную оценку ситуации при развитии кризисного процесса, тем более, если кризис фирмы уже стал фактом. В силу этого целесообразно для проведения работ по установлению причин кризисного процесса и разработке маркетинговых мероприятий, препятствующих его развитию, прибегать к услугам консультантов - высокопрофессиональных специалистов «со стороны».
Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Последним шагом является непосредственно выбор стратегии антикризисного управления предприятием. Он производится на основе всей той информации и теоретических посылок, которые были изучены в рамках данного курса.
Главным преимуществом данной методики является возможность выбора адекватной стратегии управления.
Адекватная ситуация, гибкая и емкая стратегии управления предприятием по определению будет являться антикризисной: либо предупреждать и предотвращать кризис, либо выводить предприятие из него.
Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволили сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить две наиболее распространенные реакции на кризисное состояние: защитная и наступательная.
Причем предлагается в качестве стратегии последующих действий использовать наступательную реакцию, а в качестве тактики в момент вхождения в кризис - защитную реакцию (рисунок 4).
Тактика и стратегия управления: |
- Защитная, наступательная - Сокращение расходов - Активный маркетинг, высокие цены - Закрытие подразделений - Использование резервов производства и сбыта - Сокращение персонала - Сокращение финансовой поддержки - Модернизация - Совершенствование маркетинговых исследований |
Оперативные стратегические мероприятия по выходу из кризиса |
- устранение убытков - анализ и оценка состояния предприятия - выявление резервов и его потенциала - привлечение специалистов - производственные программы выхода из кризиса - кадровые изменения - отсрочки платежей - повышение доходов за счет технического перевооружения - кредиты - укрепление дисциплины - совершенствование управленческой работы - другие мероприятия |