Состояние неустойчивого равновесия промышленной фирмы, находящейся в кризисе, обостряет необходимость систематической проработки долгосрочных прогнозов развития ситуации и разработки стабилизующих управленческих решений.
Применительно к рассчитывающей на успех кризисной организации наиболее приемлема стратегия роста. В случае же неудачи также важно сориентироваться в стратегическом плане и склониться к стратегии отхода. Стратегия стабильности приемлема лишь для кратковременных этапов функционирования кризисной фирмы и может быть использована для накопления ресурсов перед решительными действиями.
Что касается выбора основной стратегии антикризисного менеджмента промышленной фирмы, то наиболее предпочтительной представляется «стратегия дифференциации».
В кризисном состоянии фирма имеет большое количество избыточных филиалов и кадров, что не позволяет ей в короткие сроки достигнуть низкой себестоимости основной продукции и стать лидером по издержкам. В то же время наличие избыточного производственного потенциала позволяет ей быстро осуществить мероприятия по изменению эксплутационных (потребительских) качеств продукции в соответствии с предпочтениями различных групп покупателей и за счет этого существенно расширить сбыт и увеличить доходы.
Очевидно, что любую стратегию управления предприятием, а тем более антикризисную стратегию, необходимо формировать, с учетом следующих факторов:
- причин наступающего (или уже наступившего) кризиса;
особенностей российского законодательства, регламентирующего вопросы банкротства предприятий;
а также факторов внутренней и внешней среды, которые влияют на деятельность и состояние данной организации.
По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей. Для формирования антикризисной стратегии руководителю или управляющему предприятием необходимо иметь определенные знания в области антикризисного управления, включающие в себя как экономические, так и юридические вопросы управления предприятием.
Обычно выделяют следующие 4 группы правил, очерчивающих стратегию организации:
- 1 группа: правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);
- 2 группа: правила отношений с внешней средой (они очерчивают продуктово рыночную стратегию, а именно: что, кому, и сколько поставить);
- 3 группа: правила отношений и процедур внутри организации;
- 4 группа: правила повседневной деятельности (оперативные приемы).
Разработка стратегии организации завершается установлением общих направлений ее функционирования.
Антикризисные стратегии промышленной фирмы существенным образом отличаются от обычных. Это объясняется их весьма высоким динамизмом, ресурсной жестокостью и повышенной результативностью, как в позитивном, так и в негативном плане. Некоторые сравнительные характеристики общих и антикризисных стратегий приведены в таблице 2.
Таблица 2
Антикризисные стратегии
Показатели |
Стратегии общие |
Стратегии антикризисные |
Время и мероприятия |
Длительный (5 - 7 лет) срок и не содержат резких реорганизационных мероприятий |
Сравнительно короткий период (1 - 3 года) и имеет сильно выраженные адаптивные характеристики: она содержит множество реорганизационных мероприятий и организационно-технологических новаций |
Цели |
Сбалансированное прогрессирующее функционирование |
Быстрый выход из нестабильного состояния |
Основное внимание |
Долгосрочным программам |
Секторам и этапам работ для преодоления в них недоборов |
Средства |
В основном из внешних ресурсов |
В основном из внутренних ресурсов |
Бизнес |
Магистральные производства, ориентированные на крупные сегменты рынка |
Диверсификация, создание малых (мелкосерийных) производств для множества малых сегментов рынка |
НИОКР |
Фундаментальные исследования и разработки |
Быстрая отдача при малых дополнительных затратах |
Производство |
Расширение массовости и крупносерийности, лидерство по издержкам |
Диверсификация, повышение качества традиционных изделий, ориентация на товарно-дифференциальный маркетинг |