Управление персоналом в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата.
. Подбор кадров.
Под подбором кадров понимается процесс их изучения с целью определения пригодности выдвигаемых кандидатов для выполнения функциональных обязанностей по данным должностям и достижение гармоничного сочетания различных индивидуальных качеств коллектива.
Процесс подбора кадров включает:
- сбор информации о возможных кандидатах;
- обработку получаемой информации по определенной системе;
- оценку необходимых качеств кандидатов и составление характеристик на каждого из них;
- сопоставление совокупных качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для выполнения функций по данной должности;
- сравнение кандидатов.
В таблице 2.1. представлены основные методы, применяемые при подборе кадров в исследуемом предприятии.
Таблица 2.1. Методы подбора кадров
Методы | |
Внешние |
Внутренние |
Пассивные (подбор персонала с помощью сотрудников, использование банка данных ищущих работу, объявления в средствах массовой информации). Активные (обращение в службу занятости, использование кадровых агентств). |
Объявления о вакансиях во внутренних средствах информации, анализ личных дел сотрудников. |
Набор за счет внутренних резервов организации признан наиболее эффективным. Поскольку обходится дешевле. Повышает заинтересованность работников, улучшает моральный климат в коллективе (хотя и не в каждом); решения по перемещению кадров принимаются в условиях достаточной определенности.
. Система аттестации и оценки персонала
Аттестация проходит одновременно по двум направлениям - оценка деятельности и оценка квалификации.
Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план-график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи.
Оценка квалификации заключается в профессиональном тестировании - работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. Вопросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определены, результаты, приемлемые для специалистов различной квалификации.
. Система обучения и повышения квалификации
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в течение всей деятельности сотрудников.
. Мотивация и стимулирование персонала
Система оплаты труда в культурно-досуговом учреждении Нивском СДК - повременная, т.е. заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки, а не от количества выполненных работ.
Основные категории мотивов и стимулов, используемых в для мотивирования сотрудников представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Мотивы и стимулы
№ п/п |
Обозначение группы |
Мотивы и стимулы |
1 |
Материальное вознаграждение |
Заработная плата, материальные выплаты |
2 |
Социальное обеспечение |
Медицинское и пенсионное страхование, социальные льготы |
3 |
Моральное вознаграждение |
Устное поощрение, хорошее отношение с коллегами |
4 |
Обучение, повышение квалификации |
Курсы по повышению квалификации |
5 |
Оценка труда |
Удовлетворенность трудом, уважение |