Все современные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей.
Существуют различные теории психологического и организационно-экономического направления, которые можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации
основываются на идентификации внутренних потребностей человека, которые побуждают его действовать так, а не иначе. Схематически модель поведения в содержательных теорий мотивации изображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. - Модель содержательных теорий мотивации
Рассмотрим три основные содержательные теории:
• теория А. Маслоу;
• теория МакКлеланда;
• теория Ф. Герцберга.
Теория А. Маслоу (закон иерархии потребностей человека).
В наше время существует много разнообразных классификаций потребностей. В глубинных концепциях Фрейда и Адлера все потребности человека выводились из одной, первичной и основной потребности (например, из сексуальной потребности или «стремления к власти»). Другие исследователи предлагают длинный список потребностей, который охватывает почти все известные виды поведения. Все эти теории исходили из того, что существуют первичные потребности, к которым можно было бы свести все факторы, которые побуждают поведение человека.
Недостатки многих классификаций потребностей заключаются в следующем:
. Все они ограничиваются только констатацией наличия определенного числа основных (базовых) потребностей личности.
. Потребности при этом ставятся на одну ступень, отсутствуют иерархия потребностей и взаимосвязи между ними.
. Не выделяются закономерности удовлетворения и развития потребностей.
Из другой методологической позиции исходил А.Маслоу, предложив своеобразную иерархическую модель классификации потребностей.
А.Маслоу - один из представителей гуманистической психологии, которая признает личность как целостную уникальную систему, представляющую собой открытую возможность самоактуализации. Бихевиоризм и фрейдизм акцентировали внимание на зависимости личности от ее прошлого, тогда как главное, согласно положениям гуманистической психологии, - ориентация на будущее, направленность к свободной реализации своих возможностей, особенно творческих.
В своих исследованиях Маслоу опирался на биографии выдающихся людей, которым, по мнению ученого, присущи такие черты, как ориентация на реальность, спонтанность, деловая направленность, независимость, оптимизм, творческая установка.
Классификация потребностей А.Маслоу существенно отличается от других классификаций. Он упорядочивает потребности в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Таким образом, существует иерархия различных потребностей - от наиболее примитивных до потребностей высших уровней. [13, c.103]
Маслоу основываясь на опыте своей работы в качестве практикующего клинициста, он утверждал, что у людей имеется пять основных групп потребностей, которые можно расположить в порядке их значимости. Схематическое изображение «Пирамиды Маслоу» приведено на рисунке 1.2.
Самыми главными из них, или первоочередными, являются физиологические потребности; следующими по значимости являются потребность в безопасности, социальные потребности и потребность в признании. На самом верхнем иерархическом уровне находится постулированная потребность в реализации своего потенциала.
Рисунок 1.2. - Пирамида (иерархия) потребностей по Маслоу
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться. [5, c.31].
Теория мотивации МакКлелланда.
В соответствии с теорией МакКлеланда существуют три основные мотивирующие потребности (фактора) человека:
1) достижения;
) власть;
) принадлежность (признание).
. Мотивация потребностью достижения определяет поведение человека, связанное с поставленными целями и стремлением их достичь (избегая неудачи).