Учёт и оценка использования специфических фондов туристской компании в её общих фондах. С расширением туристского рынка значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности в туристской индустрии диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, размер которого устанавливается на уровне не менее 15% уставного капитала. Формируется резервный капитал за счёт ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении туристского предприятия после уплаты всех налогов. Перечень же фондов экономического стимулирования, конкретные размерами направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования компаний на туристском рынке.
Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий индустрии туризма в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли напрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счёт прибыли. Последняя используется на премирование работников по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы туристской фирмы по итогам года, оказание единовременной помощи.
К прочим методам минимизации степени риска могут быть отнесены следующие: обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск; получение от контрагентов определённых гарантий; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счёт предусматриваемой системы штрафных санкций.
При выборе конкретного средства разрешения риска фирма должна исходить из следующих принципов:
· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
· нельзя рисковать многим ради малого;
· следует предугадывать последствия риска.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объёмом капитала туристского предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объёмом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг возможно определить, не приведёт ли данный риск к банкротству фирмы.
Анализ внешних и внутренних факторов риска туристского бизнеса и путей сглаживания их отрицательного влияния (на примере ЗАО "Союз Турист")