А вот как в заводских соглашениях определялась функция группового лидера (в немецкой практике термин «фасилитатор» не использовался, хотя в реальности «групповой лидер» выполнял именно фаси-литаторские функции):
«Группы представлены групповыми лидерами. Они ведут обсуждение, вместе с членами групп, организуют распределение заданий внутри группы и осуществляют необходимые группе контакты с людьми, не входящими в нее. Они не имеют дисциплинарных прав и права на директивы внутри группы. Наравне со своими обязанностями группового лидера они продолжают участвовать в рабочем процессе .» («Мерседес-Бенц»).
«Групповой лидер представляет группу во внешних и внутренних отношениях. Он действует от имени группы и не имеет права на директивы или дисциплинарные взыскания. Кроме того, что он участвует в работе группы, лидер имеет следующие задания: мотивировать группу, разрешать противоречия, поощрять обмен информацией, поддерживать мастера, вести групповые обсуждения. Групповой лидер располагает необходимым для решения его задач временем .» («Опель»).
Групповые лидеры избирались из членов групп открытым или тайным голосованием по предложению членов групп или руководства предприятий.
Регулирование групповой работы через институциализацию групповых обсуждений и групповых лидеров создало твердую основу для развития у работников предприятий способности осознавать и представлять себя принадлежащими к некоторой группе единомышленников; эта способность вводила в производственную и социальную организацию предприятия новый элемент участия и, следовательно, увеличивала участие в целом.
В процессе внедрения форм групповой работы на автомобильных предприятиях руководство действовало в тесном контакте с рабочими советами, принимая во внимание их интересы. По мнению ряда экспертов, это позволило произвести коренные перемены в организации труда наиболее разумным и эффективным образом, получить экономический эффект и обеспечить рост производства. Кроме того, сократилось количество рабочих, отсутствующих по болезни, возросло число конструктивных предложений.
В то же время выявились и негативные мнения: отмечались дополнительные затраты времени и излишняя суета, которые рассматривались как следствия введения групповой работы. В целях нейтрализации этих претензий руководство и рабочие советы предприятий проводили специальные семинары по обучению работников технологиям решения проблем и развитию у них коммуникативных навыков.
Заключение
Основные выводы по работе следующие:
.Фасилитация - это эффективная технология решения проблем групповой работы. Цель фасилитации - разрешить некоторый конфликт внутри группы и помочь ей прийти к приемлемому для всех соглашению. Функция фасилитатора может быть более широкой и конструктивной и заключаться в том, чтобы согласовать мнения внутри группы, помочь ей определить пути решения той или иной проблемы, показать разнообразные методы принятия решений - все это и означает повышение групповой эффективности.
.Процесс фасилитации базируется на трех главных составляющих: валидной (приемлемой, адекватной) информации, свободном и компетентном выборе, внутренней ответственности за этот выбор. Фасилитация включает групповую структуру, групповой процесс и организационный контекст.
.При использовании технологий фасилитации для повышения эффективности функционирования промышленных предприятий наиболее показательным выступает зарубежный опыт. Регулирование групповой работы через институциализацию групповых обсуждений и групповых лидеров создало твердую основу для развития у работников предприятий способности осознавать и представлять себя принадлежащими к некоторой группе единомышленников; эта способность вводила в производственную и социальную организацию предприятия новый элемент участия и, следовательно, увеличивала участие в целом. Это позволило произвести коренные перемены в организации труда наиболее разумным и эффективным образом, получить экономический эффект и обеспечить рост производства. В то же время на начальных этапах отмечались дополнительные затраты времени и излишняя суета, которые рассматривались как следствия введения групповой работы.