-й блок модели групповой эффективности - групповая структура (ясные цели, мотивированные задания, оптимальное количество членов группы, четкое распределение ролей, достаточное время деятельности, групповая культура, групповые нормы).
Если под ясными целями имеется в виду видение членами группы общих перспектив ее развития, то мотивированные задания - это те способы, с помощью которых группа способна свои цели реализовать.
Оптимальное количество предполагает, во-первых, некоторый обязательный набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых группе для успешного решения поставленных задач. Во-вторых, группа должна насчитывать ровно столько людей, сколько необходимо для работы по данной проблеме. Когда группа становится слишком большой, много времени начинает занимать координация внутригрупповых действий; к тому же интерес членов группы к процессу ослабевает.
Четкое распределение ролей - это осознание каждым членом группы того, какую роль он выполняет и чего ожидают от этой роли другие члены группы. Здесь следует учесть, что роли в «чистом виде» встречаются крайне редко, обычно это комбинация действий, которая определяется: формально определенной ролью, индивидуальными особенностями личности, персональным пониманием роли, ожиданием окружающими ее исполнения, межличностными отношениями в группе.
Под достаточным временем понимаются два типа времени - «производственное» и «процессуальное». В течение «производственного» времени группа готовится к производству и производит некоторый товар или услугу; в течение «процессуального» времени - обсуждает, как данное производство может быть улучшено.
Групповая культура - это в широком понимании термина набор принципов и ценностей, которые все члены группы разделяют и которых придерживаются. Чем больше таких принципов и ценностей, тем большим потенциалом для эффективной работы группа обладает.
Непосредственно для фасилитаторского процесса наибольшее значение имеет поддержка членами группы таких обозначенных выше принципов, как валидная информация, свободный и компетентный выбор, внутренняя ответственность за этот выбор.
Групповые нормы дают представление по поводу того, как можно и как нельзя себя вести, разделяемые всеми или большинством членов группы, например:
· когда кто-то намеревается покинуть на какое-то время свое рабочее место, нужно поставить об этом в известность членов группы;
· нельзя передавать негативную информацию о ситуации в группе «нечленам» группы;
· на работу нужно ходить в костюме и галстуке;
· нельзя критиковать начальника в присутствии подчиненных и т. д.
Нормы могут существовать во многих направлениях групповой деятельности, в том числе таких, как способы принятия решений и методы управления конфликтами. Нормы помогают лучше структурировать групповые процессы.
-й блок модели групповой эффективности - организационный контекст (миссия и видение, организационная культура, вознаграждение, обратная связь, тренинги и консультации, технологические и материальные ресурсы, размещение).
Организационный контекст включает аспекты взаимодействия с вышестоящей организацией, которая оказывает влияние на деятельность группы, но которую группа контролировать не может.