2. В один и тот же промежуток времени члены группы сосредоточиваются на одном и том же этапе группового процесса. Он неизбежно «забуксует», когда одни члены группы будут вести разговор, например, о причинах проблемы, а другие - параллельно предлагать варианты ее решения.
При налаживании процесса принятия решений целесообразно ответить на следующие вопросы:
Кто будет вовлечен в решение проблемы? Теоретически возможно привлечение четырех типов людей: ответственных за планирование; ответственных за исполнение; тех, чьи интересы данное решение затрагивает прямо; тех, чьи интересы данное решение затрагивает косвенно. Две последние категории важны постольку, поскольку могут оказать влияние на то, как данное решение будет выполняться.
Когда следует вовлекать участников в решение проблемы?
Здесь следует иметь в виду три типичных этапа:
1. до того, как проблема четко определена;
2. после того, как проблема определена, но до того, как выбраны варианты решения;
. после того, как решение выбрано, но до того, как оно начало выполняться.
Как члены группы будут принимать решение?
Скажем, в одном случае руководитель группы может принять решение единолично, исходя из собственного понимания проблемы; во втором - также единолично, но после консультаций с другими членами группы; в третьем - став одним из равноправных членов группы, на основе принципа «один человек - один голос»; в четвертом - путем делегирования группе права принятия решения; в пятом - путем «нерешения», т. е. уклонения от принятия решения как такового (даже подмены решения проблемы её узаконением).
Если в группе достигнуто согласие о коллективном принятии решения, то и здесь существуют два варианта: когда решение принимается посредством консенсуса (единогласно) и когда оно достигается мажоритарным способом (большинством голосов).
Наконец, в решение каких проблем будут вовлечены те или иные личности? Этот вопрос акцентирует внимание на том, что ответы на предыдущие вопросы (кто, когда и как) могут быть различными в зависимости от существа проблемы, которую предстоит решать.
Определение границ существования группы включает анализ признаков, по которым можно отличить эту группу в структуре большой (вышестоящей) организации и соответственно выявить уровень ее компетентности.
Выделяя себя в структуре большой организации, группа отвечает на вопросы, кем являются ее члены, за выполнение каких заданий отвечают и какими полномочиями располагают.
Могут иметь место и формальные отличия членов группы от «нечленов»: они проявляются в названиях должностей, характере деятельности, форме одежды, месте расположения и т.д.
Следует разобраться и в том, что связывает группу с вышестоящей организацией, которая обеспечивает группу материалами, технологиями, информацией и другими ресурсами, необходимыми для выполнения групповой задачи, тем более что именно вышестоящая организация оценивает групповую деятельность и решает, продолжать ее поддержку или нет.
В ряде случаев могут быть дополнительно проанализированы формы дифференциации и интеграции группы с другими частями организации, а также непосредственно с потребителями производимых группой товаров или услуг. При этом следует понимать, что, в чем большей степени деятельность данной группы зависит от других групп внутри или за рамками общей организации, тем более вероятны межгрупповые конфликты, которые, в свою очередь, способны ослабить групповую эффективность.