При этом фасилитатор не ставит перед собой задачу изменить поведение людей. Он лишь способствует привлечению информации, которая заставляет самих членов группы подумать о целесообразности изменения своего поведения. Если они приходят к выводу, что поведение стоит изменить, фасилитатор подсказывает им, с помощью каких приемов это лучше сделать.
Фасилитатор может быть и непрофессионалом, выбранным из состава группы. Это вовсе не значит, что он вдруг становится «нейтральным» и лишается права голоса при принятии решений, он просто использует фасилитаторские принципы и техники в своей работе. Более того, у формальных и неформальных лидеров, эффективно управляющих своими группами, фасилитация является составной частью их лидерской роли.
Фасилитатор повышает групповую эффективность прежде всего за счет улучшения процесса совместной работы. Под процессом понимаются формы и способы взаимодействия внутри группы, а именно: как члены группы разговаривают друг с другом, а как они находят общее понимание проблем, о как принимают решения, а как разрешают конфликты.
Процесс фасилитации базируется на трех главных составляющих:
) валидной (приемлемой, адекватной) информации,
) свободном и компетентном выборе,
) внутренней ответственности за этот выбор.
Принцип валидной информации предполагает, что члены группы:
· делятся всей относящейся к делу информацией, которой они обладают;
· делают это в манере, понятной другим членам группы;
· постоянно привлекают новую информацию, чтобы определить необходимость корректировки принятых ранее решений.
Принцип свободного и компетентного выбора предполагает, что участники обсуждения:
· четко формулируют и ищут общее понимание целей и задач, что в дальнейшем способствует их лучшей реализации;
· не испытывают давления и не подвергаются манипулятивному воздействию;
· основывают свой выбор на валидной информации.
Принцип внутренней ответственности за свой выбор предполагает, что субъекты фасилитаторского процесса:
· чувствуют личную ответственность за принятые решения;
· делают свой выбор на основе внутреннего убеждения.
В конечном счете фасилитатор обеспечивает реализацию приведенных выше позиций за счет:
а) согласования фундаментальных правил группового общения и действия, где определяются формы как допустимого, так и недопустимого поведения;
б) обучения членов группы способам более эффективного поведения.
Но чтобы решить эту задачу, фасилитатор должен четко представлять себе, из каких элементов складывается групповая эффективность и как эти элементы взаимодействуют между собой. Выделяется три блока таких элементов, составляющих в комплексе модель групповой эффективности.
-й блок этой модели - групповой процесс (решение проблем, принятие решений, коммуникация, определение границ существования группы).
Эффективность этого блока определяется в большей степени тем, как происходят те или иные процедуры, нежели тем, что происходит.
На какие аспекты здесь стоит обратить особенное внимание?
Процесс эффективного решения проблем предполагает наличие как минимум двух условий:
1. Проблема решается последовательно. Это кажется очевидным только теоретически, поскольку на практике в ходе решения многие группы крайне непоследовательны. Скажем, члены группы зачастую начинают предлагать варианты решений еще до того, как достигнуто согласие по поводу проблем или их причин. Такого рода «ускоренное» решение редко способно снять существующую проблему.