Из проведенного анализа состава товарооборота ресторана «ТЛД» можно сделать вывод о том, что его объем и структура остаются вполне стабильными, а резервом для сдвига в положительную сторону, то есть увеличения товарооборота, может явиться развитие направления продажи полуфабрикатов собственного производства. Товарооборот предприятий общественного питания складывается из розничной и оптовой реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Ресторан осуществляет реализацию продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно через основной зал, отдел доставки, что составляет розничный товарооборот, оптовый товарооборот отсутствует.
Из таблицы 2 видно, что по сравнению с 2010 годом валовой товарооборот предприятия в действующих ценах вырос на 14 %, что составляет 11300 тыс. руб., но исключив влияние на товарооборот ценового фактора, получаем увеличение оборота лишь на 2 % или на 1511,48тыс. руб. Однако, несмотря на это, план по валовому обороту в 2011 году был перевыполнен на 3,08 %.
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия, является доля собственной продукции в валовом товарообороте. Этот показатель в отчетном году составил 71,11 %.
В 2011 году наблюдается рост оборота в действующих ценах по реализации собственной продукции на 19 %, а по покупным товарам - на 4,6 %. Таким образом, наиболее медленные темпы роста отмечаются по продаже покупных товаров. Если же рассматривать товарооборот в сопоставимых ценах, то по покупным товарам он снизился на 6,84 %, а по собственной продукции возрос на 6 %. Это обусловило повышение доли реализации собственной продукции по сравнению с 2010 годом на 2,72 %.
Анализ розничного товарооборота проводят также по кварталам или месяцам. Расчет удельных весов кварталов в годовом товарообороте дает представление о сезонных колебаниях спроса в общественном питании.
Как видно из таблицы 3, наибольший удельный вес в товарообороте занимает IV квартал, а наименьший - I и III кварталы. Высокий товарооборот IV квартала объясняется увеличением покупок перед новогодними и рождественскими праздниками. Рассмотрим I квартал. В январе оборот снижается вследствие некоторого затишья после праздников. Также наименьший удельный вес I квартала отмечается из-за того, что в соответствии с графиком работы предприятия на этот период приходится меньшее число рабочих дней.
Таблица 3 - Поквартальный анализ товарооборота ресторана «ТЛД» за 2010-2011 гг., тыс. руб.
Квартал |
2010 год |
2011 год |
Отклонение | ||||
сумма |
удельный вес, % |
сумма в сопоставимых ценах |
удельный вес, % |
абсолютное |
по удельному весу, % |
относительное, % | |
I |
16870,93 |
21,61 |
17587,5 |
22,10 |
+716,57 |
+ 0,49 |
104,25 |
II |
19993,73 |
25,61 |
20667,31 |
25,97 |
+673,58 |
+ 0,36 |
103,37 |
III |
18682,15 |
23,93 |
19632,75 |
24,67 |
+950,6 |
+ 0,74 |
105,09 |
IV |
22523,2 |
28,85 |
21693,9 |
27,26 |
-829,3 |
- 1,59 |
96,32 |
Всего |
78070 |
100,0 |
79581,48 |
100,0 |
+1511,5 |
- |
102 |