Товарооборот предприятия общественного питания состоит из реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров.
К продукции собственного производства относят пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся какой-либо обработке, а также блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.
К покупным товарам относится готовая продукция, поступающая от других предприятий и не требующая кулинарной обработки.
Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, бар) и колеблется в пределах от 45 до 90 %.
Валовой (общий) оборот общественного питания составляет оборот от реализации продукции собственного производства (розничная и оптовая продажа) и оборот от реализации покупных товаров. Валовой оборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общепита.
В экономическом анализе товарооборот имеет большое значение: он является показателем, характеризующим масштаб деятельности предприятия питания, а также по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, определяющие эффективность деятельности - товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.
Анализ товарооборота в общественном питании позволяет оценить достигнутые результаты, сравнить масштабы деятельности предприятия с конкурентами и показателями отрасли.
Методика экономического анализа товарооборота организаций общественного питания включает:
– изучение выполнения плана товарооборота по собственной продукции, по розничной реализации, оптовой продаже, валовому товарообороту;
– изучение товарооборота в динамике (валового, розничного, оптового и по собственной продукции);
– исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;
– выявление резервов роста товарооборота и разработку мероприятий по его увеличению.
Анализ товарооборота в общественном питании производят по его общему объему и по составу (розничный, оптовый; продукция собственного производства, покупные товары). Проведем анализ товарооборота ресторана.
Для начала необходимо отметить следующее. В 2011 году произошел рост цен на продукты питания, и для того, чтобы исключить влияние ценового фактора на показатель товарооборота 2011 года и правильного сравнения с данными предыдущего периода, нужно товарооборот скорректировать на индекс инфляции.
По информации Госкомстата средний индекс цен на продовольственные товары в 2011 году составил 1,123. Отсюда:
Тс = Т2011 / Iцен,(2.1)
где Тс - товарооборот в сопоставимых ценах,
Т2011 товарооборот в 2011 году,
Iцен - индекс цен.
Таким образом, получаем товарооборот 2011 года в сопоставимых ценах:
/ 1,123 = 79581,48 тыс. руб.
Данные для анализа структуры товарооборота представим в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ структуры товарооборота ресторана за 2010- 2011 гг., тыс. руб.
Показатель |
2010 год фактически |
2011 год |
% выполнения плана |
Отклонение |
Темп роста % | |||||||
план |
фактически |
от плана |
от 2010 года | |||||||||
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес, % |
в сумме |
по удельному весу, % |
в сумме |
по удельному весу, % | |||
Товарооборот валовой: - в действующих ценах, - в сопоставимых ценах |
78070 78070 |
100,0 100,0 |
86699 - |
100,0 - |
89370 79581,48 |
100,0 100,0 |
103,08 - |
+2670,65 - |
- - |
+11300 +1511,48 |
- - |
114 102 |
в т.ч.: собственная продукция: - в действующих ценах, - в сопоставимых ценах; в т.ч.: - оптовая реализация собственной продукции покупные товары: - в действующих ценах, - в сопоставимых ценах |
53392,073 53392,073 - 24677,92 24677,92 |
68,39 68,39 - 31,61 31,61 |
61989,79 - - 24709,215 - |
71,5 - - 28,5 - |
63551,007 56590,4 - 25818,993 22991,09 |
71,11 71,11 - 28,89 28,89 |
102,52 - - 104,49 - |
+ 1561,217 - - + 1109,778 - |
- 0,39 - - + 0,39 - |
+10158,934 + 3198,327 - + 1141,066 - 773,81 |
+ 2,72 + 2,72 - - 2,72 - 2,72 |
119 106 - 104,6 93,16 |