Однако наборы шоколадных конфет россияне традиционно приобретают в подарок. Около 38% москвичей, потребляющих конфеты в наборах, едят их реже 1 раза в месяц. Основной контингент покупателей наборов - примерно 60% - составляют люди в возрасте от 25 до 54 лет. Доля потребителей несколько выше среди женщин.
Сегодня дизайн и оформление упаковки продукции играет важную роль в выборе покупателей. Особенно это касается различных наборов конфет, которые в России обычно дарят кому-либо в подарок. Цвет, рисунок, качество материала упаковки играют решающую роль. При этом упаковка должна быть целой, ровной, приятной на ощупь. На сегодняшний день на рынке России можно найти шоколадные наборы во всевозможном оформлении: от обычных картонных коробок до украшенных шелком и бархатом.
Население страны по-разному подходит к выбору и покупке шоколадных изделий. Одна группа делает выбор исходя из цели покупки и ее цены. Например, выбирают шоколадный набор в качестве подарка на день рождения, прикидывая при этом сумму готовую потратить на покупку. Другая группа покупает продукцию, ориентируясь на опыт друзей, знакомых. Для них решающую роль играет не только цена, но и качество продукции. Как правило, большая часть населения считает продукцию отечественных производителей более надежной, а их продукцию более качественной.
Еще можно выделить покупателей, которые покупают шоколадные изделия спонтанно. Эта группа покупателей может купить продукцию без повода, в свое удовольствие.
В вопросе о приоритетности факторов, влияющих на выбор потребителей, для большинства населения важную роль играет качество кондитерских изделий. Далее следуют цена товара, сочетание цены и качества. Также определенную роль играет воздействие рекламы как фактор, влияющий на выбор того или иного кондитерского изделия.
Шоколадные изделия, представленные на российском рынке можно разделить на пять ценовых сегментов:
· низкостоимостной ценовой сегмент (до 150 рублей за кг);
· средний ценовой сегмент (150-290 рублей за кг);
· высокий ценовой сегмент (290-390 рублей за кг);
· premium (390-600 рублей за кг);
· super premium (от 600 рублей за кг).
Однако большинство экспертов склоняются к мнению, что сегментация шоколадного рынка весьма условна и каких-либо объективных критериев, по которым можно определить класс тех или иных конфет, не существует.
Сегментация потребительской аудитории шоколадных изделий по возрасту выглядит следующим образом:
· от 3 до 16 лет - основные потребители развесных конфет и шоколада в виде фигур (покупку и выбор совершают как правило родители);
· от16 до 24 лет - основные потребители шоколадных батончиков;
· шоколад в плитке в большинстве случаев приобретается женщинами от 20 до 45 лет;
· люди от 25 до 45 лет - основные покупатели конфет в коробках.
Наиболее активными потребителями шоколада считаются женщины и дети. Это связано с тем, что практически все дети любят сладкое, а женщинам традиционно дарят в подарок шоколадные изделия, к тому же среди женщин и мужчин большая часть сладкоежек - женщины.
На рынках Москвы и Санкт-Петербурга представлен самый большой ассортимент шоколадной продукции. Это связано с тем, что почти 37% общероссийского рынка шоколадных изделий приходится на эти два города. Однако в регионах России также представлен достаточно большой ассортимент шоколадной продукции. Исключение составляет продукция класса super premium, которая продается в фирменных бутиках производителей. Соответственно доступна она жителям крупных городов России.
Сегментация по личным характеристикам и стилю жизни используется, когда данный продукт подобен продуктам конкурентов и индивидуальные запросы потребителей не выявляются при применении других критериев сегментации. Например «А. Коркунов» характеризует потребителей своего шоколада premium класса, как успешных, деловых людей, относящихся к medium классу и выше. А компания Mars характеризует потребителей шоколадных батончиков Snickers, как активных молодых людей, заряженных энергией и не тратящих время напрасно.
В результате анализа особенностей потребительского поведения было выявлено:
· к наиболее стабильным на текущий момент сегментам потребителей относятся покупатели шоколадной продукции «среднего» класса и класса «премиум», на них приходится более 80% всего объема продаваемых в стране шоколадных изделий, люди в возрасте от 20 до 45 лет наиболее стабильные покупатели шоколада;