Можно выделить следующие причины употребления в пищу шоколадных изделий:
· Вкусовые качества - удовольствие от вкуса. Шоколад служит лакомством, это характерно не только для детей, но и для взрослых.
· Польза для здоровья - по данным научных исследований, умеренное потребление шоколада стимулирует мозговую деятельность.
· Подарок - в России на праздники традиционно принято дарить (особенно женщинам) красиво упакованные шоколадные наборы.
· Привычка - для большинства россиян шоколад и шоколадные изделия ассоциируются с праздником. На Новый Год и в канун других праздников, особенно высок спрос на кондитерские изделия.
Согласно товарной номенклатуры, шоколадная группа кондитерских изделий подразделяется на несколько сегментов, и наибольший удельный вес занимают какао, содержащие сахаристые конфеты (в т.ч. карамель с шоколадной глазурью) - около 35%. Приблизительно 30% занимает доля шоколадных конфет с различными начинками (грильяжной, фруктовой, пралине с целыми и дроблеными орехами, коньяком, леденцовой крошкой, и др.). Наименьшую долю в группе шоколадных кондитерских изделий занимает плиточный шоколад (с начинкой и без начинки) - около 25% (в натуральном выражении), хотя эта категория шоколадной продукции и приносит наибольшие доходы кондитерским фабрикам, что в первую очередь объясняется высоким уровнем стоимости [35].
Большая часть населения в России отдает предпочтение развесным конфетам. На их долю приходится около 36 % шоколадной продукции. Далее идет плиточный шоколад - 26%. На долю шоколадных наборов приходится 23% рынка, 12% составляет доля шоколадных батончиков (рис. 8). Сегмент класса super premium- конфеты ручной работы, появился совсем недавно и в настоящее время только формируется.
Рис. 8. Структура российского рынка шоколадных изделий по видам, % от объема реализации
Среди брендов, представленных на рынке Москвы и Санкт-Петербурга, предпочтения отдавались отечественным производителям. Треть опрошенных россиян выделили шоколадную продукцию торговой марки «Коркунов» производства ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (Московская область), стремительно ворвавшегося на рынок несколько лет назад. Продукция этого брэнда изначально позиционировалась как подарочная, причем относящаяся к сегменту «премиум».
Далее следуют производители с богатой историей и огромным опытом работы на рынке шоколадных изделий - столичные ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и ОАО «РотФронт», а также фабрика им. «Крупской», получившая свои голоса в основном в Северо-Западном регионе, где она является местным производителем.
В России большая часть населения покупает продукцию в продовольственных магазинах и универсамах, что связано с близостью к дому, более дешевой ценой (рис. 9). Однако в последнее время растет доля супермаркетов и гипермаркетов, несмотря на то, что продукция в них дороже. В последние годы появилась тенденция продавать шоколадные изделия класса premium и super premium в специализированных бутиках фабрики-производителя. Московская фабрика «Красный Октябрь», ООО «Бабаевский», фабрика им. «Крупской» открыли фирменные бутики в крупнейших городах России. Сейчас значительно уменьшилась тенденция покупать шоколадные изделия в киосках и на рынках. Это связано с большим количеством подделок, непрезентабельным видом товара и плохим качеством.
Рис. 9. Структура продаж шоколадной продукции, %
По данным исследования Capital Research Group, которое проводилось в таких регионах РФ, как: Центральный федеральный округ, Уральский регион, Поволжье и Сибирь, абсолютное большинство респондентов - 92,6% - приобретает шоколадные изделия (развесные шоколадные конфеты, шоколад в плитках) не реже 1 раза в неделю, при этом 40% из них покупают шоколад 3-5 раз в неделю (рис. 10). Такая ситуация подтверждает устойчивость рынка и его неизменный прирост на протяжении последних нескольких лет за счет количественного спроса на данную продукцию и расширения ассортиментного ряда, способного удовлетворить даже самого требовательного гурмана.
Рис. 10. Частота покупок шоколадных изделий, % от числа покупателей.