. заместитель по общим вопросам - в это подразделение входят служба кадров и управления делами, служба экологической безопасности. Служба маркетинга и АХО;
. заместитель по экономике - в штаб включены: служба финансов и бухгалтерии, производственно-экономическая служба и юридическая.
Взаимосвязь между штабами осуществляется через заместителей директора, от них к начальникам участков, от них к мастерам, а мастера доводят информацию до рабочих и обратная связь осуществляется в той же последовательности.
В структуру ООО «Топаз включены еще 4 предприятия : «Алмаз», «Дистен», «Селенит», «Бирюза» все они являются обществами с ограниченной ответственностью, учредителем которых является ООО «Топаз». Таким образом, эти предприятия самостоятельные, но между ними действует договор о совместной деятельности. Ниже приведены выдержки из договора, которые помогают лучше понять характер отношений между предприятиями:
«Договор о совместной деятельности заключен для достижения общих хозяйственных целей путем объединения имущества и усилий без права образования юридического лица.
Предмет договора:
1. Оказание посреднических и торгово-закупочных услуг.
2. Производство товаров народного потребления.
3. Совместное выполнение -строительных работ.
. Оказание беспроцентных кредитов друг другу.
. Оказание комиссионных услуг.
. Предоставление работ на условиях подряда в с заказчиками любой из сторон.
Руководство совместной деятельностью возможно на ООО «Топаз». Для обеспечения деятельности участники могут использовать финансовые средства партнеров. Их компенсация может осуществляться материалами, основными фондами, оборудованием и т.д. ООО «Топаз» ведет баланс совместной деятельности, предоставляет информацию и данные для отчетности другим предприятиям».
Линейно - штабная структура является разновидностью линейно-функциональной структуры, поэтому помимо линейных связей между подразделениями и службами существуют функциональные связи (см. рис. 3)
Рис. 2.3 Линейные и функциональные связи в структуре управления
Оценим рациональность структуры управления: структуры управления:
К р. с. = 1 - АФ = 1 - 6 = 0
АН 6
Критическое значение этого показателя 1, чем меньше К р. с. , тем лучше, в нашем случае количество подразделений практически соответствует количеству по организационной структуре управления.
Производственные подразделения уже были описаны в анализе производственно-технологической структуры, теперь проанализируем подразделения, входящие в аппарат управления.
Аппарат управления включает в себя следующие службы:
1. служба кадров и управления делами;
2. служба экономической безопасности;
. служба маркетинга и АХО;
. финансовая служба и бухгалтерия;
. планово-экономическая служба;
. юридическая служба.
Эти службы являются функциональными подразделениями для всего предприятия, т.е. выполняют общие функции. Проанализируем реальность функциональной структуры управления:
К р. ф. с. = 1 - 5 = 1 - 0,83 = 0,17
Такое значение К р. ф. с. получил из-за того, что фактически юридическая служба отсутствует, а юристы входят в планово-экономическую службу. Это является нарушением организационной структуры, т.к., во-первых, нарушается рациональность, во-вторых, принцип единоначалия, т.к. юрист подчиняется как главному юристу, так и начальнику планового отдела, что приводит к конфликтам и неудобствам, в то время как количество юристов ( 3 человека) позволяет создать отдельную службу, как это предусмотрено структурой.
Еще одним слабым местом является дефицит экономистов. На предприятиях «Алмаз» и «Дистен» есть свои экономисты, которые обрабатывают информацию по своим предприятиям, т.е. выполняют частные функции, а экономист ООО «Топаз» должен составлять объединенные отчеты и обрабатывать информацию как поступающую из подразделений, так и по предприятию в целом, т.к. согласно договору о совместной деятельности вся отчетность возлагается на ООО «Топаз» и составляется, как каждым предприятием, так и по предприятию в целом.
Важной частью анализа является анализ глубины специализации и выполнения функций. В основном за всеми подразделениями закреплены только профильные, для них функции, кроме планово-экономической службы, в которой два экономиста, один из них выполняет анализ, что соответствует его должностной инструкции, а второй экономист выполняет некоторые функции бухгалтера (начисление заработанной платы), таким образом коэффициент глубины специализации у всех подразделений не отклоняется от норм. Это означает, что количество закрепленных функций и профильных совпадает.