Непосредственными результатами управленческих решений являются изменения, происходящие в процессе совместной деятельности людей, в комплексе экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Это обуславливает необходимость рассмотрения основных положений теории принятия решений и применения их в практической деятельности руководителей рекламных уровней.
В наиболее общем виде теория принятия решений представляет собой раздел науки управления, включающий исследование проблем постановки цели и задачи, определение критериев и показателей информационного обеспечения вариантов решения и их оптимизацию.
Необходимость применения теории принятия решений в практической деятельности руководителей обусловлена следующими обстоятельствами:
. Основное направление совершенствования организации и повышения эффективности управления общественным производством.
. Возможность более обоснованно формулировать основные цели и задачи, которые стоят перед организацией , выявлять конкретные объективные и субъективные причины снижения эффективности труда, лучшие обосновывать варианты принимаемых решений.
. Определение требований предъявляемых руководителю, в частности, к таким его качествам, как умение обобщать основные аспекты рассматриваемой проблемы, способность концентрировать свое внимание на главной, ведущей проблеме и факторах, определяющих качество принятия решений.
. Придает руководителю уверенность в правильности , оптимальности принимаемых им решений.
Недостатком современной теории принятия решений, по мнению Дж.Трейсона, является то, что она опирается в основном на математические и статистические методы, в меньшей степени - на социологические и психологические.
Выработка и принятие решения представляет собой один из главных элементов в осуществлении управленческого цикла. Решение, принятое руководителем, может принести или миллионы рублей прибыли или миллионы рублей убытков. Принесшие ошибки вследствие неправильно принятого решения проявляются в большей степени, чем эффективность правильно принятых решений.
Некоторые специалисты предлагают подразделить решения на два типа: полностью программируемые и непрограммируемые.
С точки зрения информационного обеспечения решения принимаются в условиях определенности, неопределенности и риска. Выбор решений в условиях определенности предполагает, что результат каждого действия известен, субъект, принимающий решение, обладает необходимой и достаточной информацией по состоянию объекта. Такого рода решения принимают по технико-технологическим проблемам и весьма редко по социально-экономическим и политическим.
К общему количеству предлагаемых признаков классификации управленческих решений можно еще добавить следующие признаки: степень охвата объекта, степень самостоятельности выработки и реализации решения, степень ответственности, степень оперативности, стандартность, шаблонность, принадлежность к тактическому и стратегическому уровню управления, признак иерархии и др.
В целом систематизация управленческих решений позволит на подлинно научной основе подходить к выбору тех или иных решений, являющихся наиболее целесообразными в данных конкретных условиях для достижения определенной цели.
Содержание процесса принятия решений
Процесс принятия решений состоит из следующих основных этапов (фаз):
наблюдение и идентификация проблемы,
определение проблемы,
поиск альтернатив,
оценка проблемы,
оценка альтернатив,
выбор альтернатив,
Наиболее проблемным можно считать порядок принятия решения, предложенный Ф.Ф.Аунапу и предполагающий следующие основные этапы:
предварительная формулировка задачи (проблемы)
выбор критерия оценки эффективности решения
сбор исходных данных для уточнения поставленной задачи
точная формулировка задачи
разработка возможных вариантов решения задачи
составление математических моделей
составление вариантов решения по критерию эффективности
принятие решения.