Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время имеется огромное количество организаций, в которых существуют неформальные группы, влияющие в той или иной степени на деятельность организаций. Неформальная группа влияет на поведение отдельной личности в коллективе, и во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные, что, соответственно, влияет на эффективность работы самой организации. В зависимости от характера эмоций - позитивные они или негативные - они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности работы в организации, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам. Влияние со стороны неформальной группы может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к руководству и к их решениям. Порой стандарты неформальной группы могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования. Поэтому, хотя формальные группы создаются не руководством организации и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять.
Одна из самых больших проблем, препятствующих эффективному управлению неформальными организациями, заключается в том, что руководящий состав по природе относятся к ним негативно. Некоторые даже считают, что неформальная организация - признак неэффективного менеджмента. Хотя, по сути, создание неформальных организаций - явление естественное; они есть в каждой организации, и связаны как с проблемами, так и с выгодами.
Основой неформальной группы являются отношения между членами коллектива, которые не могут быть регламентированы никакими инструкциями, приказами и распоряжениями руководства организации. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов, в результате чего возникает неофициальное общение, позволяющее обмениваться информацией между членами трудового коллектива. Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация). По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, ведущие к негативному отношению к руководству. Поэтому влияние неформальной группы на дело формальной организации может быть весьма существенным.
Многие исследования в теории управления подтверждают, что связи, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могут преобладать над усилиями руководителя. Порой большее влияние на работника оказывает мнение или отношение к какому-либо вопросу значимого коллеги, нежели материальные стимулы или давление руководства. При этом, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены в бездействие сотрудниками организации.
Люди также используют неформальные отношения для обсуждения предполагающихся или фактических перемен в их подразделении или в организации. Неформальные организации, как правило, сопротивляются переменам, что частично объясняется тем, что перемены зачастую несут в себе угрозу дальнейшему ее существованию. Такое сопротивление влияет на эффективность работы самой компании и препятствует новаторству. Однако все эти явления, как правило, - лишь реакция группы на воспринимаемое ею отношение руководящего состава организации к ней. Правомерно или нет, члены группы воспринимают, что к ним относятся несправедливо, и реагируют на это так, как отреагировал бы на несправедливость любой человек.
Необходимо отметить, что влияние неформальных отношений может контролироваться, но, чтобы этого добиться, необходимо иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация; определить базовую мотивацию функционирования неформальной группы, чтобы появилась возможность разработки соответствующей стратегии поведения и методов управления неформальными группами.
Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является общественные отношении, складывающиеся в процессе функционирования неформальных групп.
Предметом исследования являются методы управления неформальными группами.
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления неформальными группами.
Цель исследования может быть достигнута посредством решения следующих задач:
определить понятие и виды неформальных групп;
перечислить основные показатели, способствующие формированию неформальных групп в организации;
проанализировать формы и уровень влияния неформальных групп на социальное развитие ООО «Ромашка»;
разработать методы управления неформальными группами.
В данной курсовой работе были использованы труды следующих авторов: Дураковой И.Б. Захарова Н.Л. , Красноженова Г.Ф., Кибанова А.Я., Кузнецова А.Л. , Оксинойд К.Э., Симонина П.В. и других.
Также, данная курсовая работа выполнялась на основе анкетных данных сотрудников ООО «Ромашка»
Гипотеза данной курсовой работы: «если разработать методику контроля над неформальными группами в организации и принимать управленческие решения с учетом мнения таких групп, то возрастет вероятность принятия оптимальных решений для всех сотрудников организации, что будет способствовать интенсификации процесса развития организации в целом и совершенствованию культуры управления в частности».
Результаты исследования данной курсовой работы имеют теоретическое и практическое значение, так как позволят изучить выявить формы контроля над неформальными группами с целью положительного влияния указанных групп на развитие организации в целом.
Применение организациями рекомендаций, выработанных в процессе исследования, позволит выбрать наиболее эффективные формы контроля над неформальными группами в той или иной организации.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель исследования, перечисляются решаемые для достижения цели задачи, определяется гипотеза данной работы и приводится краткая характеристика структуры работы.
Первая глава состоит из двух пунктов, в которых раскрываются теоретические аспекты формирования неформальных групп в организации.
Во второй главе, которая состоит из трех пунктов, проводится анализ факторов, влияющих на формирование неформальных групп в ООО «Ромашка» и характеризуется уровень влияния таких групп на социальную обстановку в указанном обществе. В третьем пункте указанной главы разрабатываются методы управления неформальными группами.
В заключение обобщаются материалы исследования, перечислены основные выводы и рекомендации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ