Актуальность темы работы состоит в том, что станем ли мы заниматься стратегическим планированием, разработкой имиджа, обсуждать концепцию выборной кампании или просто захотим грамотно провести собрание акционеров - во всех случаях перед нами встанет целый ряд процедурных вопросов:
· как учесть мнения всех участников процесса
· и как препарировать эти мнения в приемлемом для всех участников процесса варианте
· как составить план действий, адекватный возможностям тех субъектов, которые должны обеспечивать его выполнение
· как при этом не утонуть в дискуссиях и согласованиях
· как избежать острых конфликтов в ходе обмена информацией
· как найти оптимальный режим всех этих согласований
Вот здесь-то и приходит на помощь широко распространенная на Западе, но менее известная в России процедура фасилитации. Фасилитаторская работа состоит из следующих этапов:
1. определить проблему.
2. выявить причины, вызвавшие ее.
. установить критерии для оценки решений данной проблемы.
. генерировать альтернативные решения.
. оценить их.
. выбрать лучшее решение.
. выработать план действий по реализации данного решения по следующей схеме: пункт плана - его цель - начало и конец работы по выполнению - ресурсы - ответственный за выполнение с указанием фамилии и должности.
. осуществить эти действия.
. оценить результаты работы и роль в них фасилитации.
Цель работы состоит в анализе использования технологий фасилитации на промышленных предприятиях в целях повышения эффективности их функционирования. Для Республики Дагестан самым подходящим объектом исследования среди промышленных предприятий является ОАО «Авиаагрегат», на примере которого описываются фасилитационные технологии.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:
1. определение процесса фасилитации;
2. анализ использования технологий фасилитации на промышленных предприятиях;
. обзор зарубежного опыта повышения эффективности функционирования промышленных предприятий с использованием технологий фасилитации.
Работа состоит из трёх глав. Первая глава рассматривает основы технологии фасилитации. В частности, сюда входит определение функций группового фасилитатора, а также характеристика основных составляющих фасилитации.
Вторая глава посвящена роли фасилитационных технологий в повышении эффективности функционирования промышленного предприятия (на примере ОАО «Авиаагрегат»).
Третья глава содержит краткое описание зарубежного опыта использования технологий фасилитации на промышленных предприятиях (преимущественно опыт США, Японии и Германии).
Наиболее значительные источники, используемые при написании работы - «Связи с общественностью» (А.Н. Чумиков; С.А. Варакута и Ю.Н. Егоров), публикации У. А. Чукаевой «Корпоративная культура и паблик рилейшнз (PR) в промышленных организациях» и О. С. Ро «Передовые технологии коммуникации и организация».