При стратегическом планировании руководство организации сталкивается с рядом проблем, которые определяют ее положение на рынке.
Сформулируем эти проблемы в виде вопросов:
Какие направления бизнеса сворачивать?
Какие направления бизнеса развивать?
В какой бизнес перейти?
Планирование стратегической позиции в бизнесе базируется на том, чем компания занимается в данный момент, какие направления ею не охвачены, а также что более и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Единицей анализа деятельности организации, ее окружения, с точки зрения определения тенденций развития и возможных опасностей, стала стратегическая зона хозяйствования
(далее
СЗХ), которая рассмотрена выше. Поэтому при разработке стратегии и выборе курса действий на предприятии должны быть определены и проанализированы соответствующие СЗХ. Результатом такого выявления и анализа должна стать оценка перспектив, в разрезе темпов роста, нормы прибыли, стабильности и технологий[10, C 14].
Возможный порядок выделения стратегических зон хозяйствования рассмотрим на рис. 4.
При выборе конкурентного статуса проводится анализ, который помогает организации. Во-первых, в определении стратегии, управленческих возможностей и ресурсов, которые организация должна сосредоточить в СЗХ по своему выбору. Во-вторых, в определении программы краткосрочного распределения ресурсов между СЗХ.
Сбалансированность набора СЗХ с различными жизненными циклами дает ответ на один из важнейших вопросов для организации в современных условиях хозяйствования: каким должен быть набор СЗХ на длительную перспективу и какие зоны хозяйствования организация должна стремиться освоить.
Параметры |
Перспективы |
Определяющие факторы |
Потребность |
Рост |
· Фазы развития спроса · Размеры рынков · Покупательная способность · Торговые барьеры |
Технологии |
Рентабильность |
· Привычка покупателей · Состав конкурентов · Интенсивность конкуренции · Каналы сбыта · Государственное регулирование |
Тип клиентов |
Нестабильность |
· Экономическая · Технологическая · Социально-политическая |
Географический район |
Факторы успеха в конкуренции |
Рис. 4 - Порядок выделения стратегических зон хозяйствования
Для оптимизации деятельности в краткосрочной перспективе используется матричный анализ. Но если проведенное исследование показывает, что имеющийся у организации набор СЗХ в целом недостаточно привлекателен или существует сильное отличие краткосрочных перспектив от долгосрочных, то организации необходимо дополнительное изучение своих стратегических позиций. Дополнительный анализ должен проводиться с целью обеспечения равновесия между долгосрочной и краткосрочной рентабельностью и обеспечения стабильного положения фирмы на рынке в условиях конкурентной борьбы.
Нарушение равновесия угрожает положению фирмы на рынке, что видно на рис. 5, где сравниваются две организации Л и Б с различными перспективами роста и рентабельности. Из рисунка видно, что организация А через определенное время может стать нерентабельной, а организация Б будет работать успешно. Таким образом, следует вывод, что управление стратегическим набором на предприятии - это необходимый инструмент благоприятного существования фирмы на рынке в долгосрочной перспективе.
Рис. 5 - Сопоставление двух наборов СЗХ
Наиболее удобным инструментом для сбалансирования ближних и дальних перспектив может служить матрица баланса жизненных циклов,
представленная на рис. 6.
В данной матрице каждая СЗХ вписывается а клетку, обозначающую фазу ее жизненного цикла в близкой и дальней перспективе, и ожидаемый конкурентный статус организации. Также матрица содержит клетки для дополнительной информации, где каждая СЗХ должна быть обозначена кругом, диаметр которого соответствует размерам рынка, а сектор в этом круге показывает долю фирмы на этом рынке. Такая матрица наглядно демонстрирует ближайшую и дальнюю перспективу организации, поэтому может быть наглядным демонстрационным материалом для определения правильности выбора того или иного курса действий и сбалансированности работы[14, C 12].