Рисунок 2 показывает методику использования слабых (и сильных) сигналов. При этом основное преимущество - возможность предварительной готовности: чем лучше подготовлена организация к моменту начала действий, тем меньше времени ей требуется для завершения реакции[8, C 14].
Обычная реакция организации означает решение проблемы привычными средствами: структурными, системными и процедурными. Спонтанная реакция на чрезвычайную ситуацию позволяет экономить время. В этом случае делается все возможное для быстрейшего начала ответных мер, перестают действовать обычные правила и процедуры, первостепенные вопросы отодвигаются на второй план, границы между организационными подразделениями стираются, некоторые мероприятия дублируются, вводится сверхурочная работа.
Рис. 2 - Процесс принятия решений по стратегическим проблемам в условиях сильных и слабых сигналов
Если потенциальное воздействие оценивается как значительное, то возникает вопрос: какой сигнал о нем поступает? Прежде всего следует установить степень срочности. Как видно на схеме (рис. 3), вопросы, решение которых можно задержать или отложить, ведут к одинаковой очередности действий как при сильных, так и при слабых сигналах. Однако проблемы, связанные с сильными сигналами, требуют разработки программы очередности действий, тогда как проблемы, связанные со слабыми сигналами, должны решаться путем последовательного вовлечения капиталов.
Выбор стратегии реагирования на возникновение проблемы зависит от быстроты развития конкретной опасной ситуации во внешней среде.
Сроки нормальной реакции - это периоды времени, когда обычная реакция организации осуществляется на основе системы регулярного планирования и реализации планов (Тнр).
Сроки чрезвычайной реакции - периоды времени, характеризующиеся спонтанной реакцией организации, когда установленный порядок действий отменяется и создаются временные целевые команды для принятия быстрых ответных мер (Тчр).
Выбор реакции, как отмечалось выше, зависит от быстроты развития конкретной опасной ситуации во внешней среде. Это отражено на рис. 3.
Рис. 3 - Выбор стратегии реагирования на возникновение проблемы: Тнр - сроки нормального реагирования; Тчр - сроки чрезвычайного реагирования; 1 - использование периодического планирования; 2 - руководство в условиях сильных сигналов обратной связи; 3 - руководство в условиях слабых сигналов обратной связи; 4 - руководство в кризисной ситуации.
На рис. 3 вертикальная ось характеризует степень осведомленности об угрозах. Пятый уровень (табл. 2) соответствует достаточной степени осведомленности для определения воздействия и результата предпринятых ответных мер (с определенной степенью вероятности).
На рис. 3 добавлен шестой уровень, когда воздействие произошло и реагировать не поздно. По горизонтальной оси приводится время, с момента достижения первого уровня осведомленности об опасности.
На графике представлены четыре события, которые развиваются с разной скоростью. Событие 1 - наиболее медленное, событие 4 - наиболее быстрое. Достижение шестого уровня на каждой из кривых означает «время полного воздействия».