Конфликты, несомненно, создают напряженные отношения в организации, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. Однако конфликт является и несомненным условием развития организации.
Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.
Роль руководителя является основополагающей в конфликтной ситуации и определяется его нравственной позицией. Поэтому хорошо бы помнить о главных заповедях в работе с людьми:
· нет плохих исполнителей - есть плохие руководители;
· работать надо с теми, кто есть, а не мечтать о тех, кто мог бы быть;
· наиболее полно использовать достоинства каждого работника, а значит, очень хорошо знать своих сотрудников;
· продвижение по должностной лестнице проводить только по деловым качествам и с учетом принципа некомпетентности;
· уважать всех сотрудников и платить по труду, а наказывать за дело, невзирая на личность, но определяя меру с учетом ценности и достижений работника;
· нейтрализовывать доносчиков, убирать из коллектива недостойных, неумелых, зарвавшихся;
· исключить из своей практики "любимчиков" и "нелюбимчиков", симпатизировать достойным;
· если конфликт между двумя переходит все границы, уйти (не обязательно совсем) должны оба;
· сочетать демократизм с авторитарностью, не допуская произвола и самостоятельно и четко решая вопросы и принимая решения;
· интересы дела, принципиальность и собственные честность и порядочность должны быть основополагающими;
· осуществлять контроль постоянный, действенный, но не унижающий достоинство подчиненного;
· не бояться увидеть в подчиненном или коллеге более умного, грамотного и умелого работника;
· особое внимание уделять женщинам, понимать различия между мужским и женским характерами, особенности женского коллектива, проблемы женщины-матери и супруги;
· не доводить себя до такого самомнения, в котором все сотрудницы должны быть, если не влюблены, то быть горячими поклонницами, а сотрудники - преклоняться перед "умом" и заслугами, заранее определяя себе роль послушных исполнителей, не допускающих ничего кроме восторга перед своим начальником;
· не допускать сплетни и тем более поощрять сплетни, делать их основой для своего отношения к сотруднику, сплетник должен всегда быть остановлен в своем увлечении, всегда знать негативное к себе отношение, а обсуждение своих сотрудников должно носить деловой и доброжелательный характер;
· уметь сочетать интересы всего коллектива с интересами отдельных групп и сотрудников.
Рекомендации по предупреждению конфликтной ситуации
· Принимая определенные решения, обязательно нужно контролировать их выполнение, так как отсутствие контроля приведет сотрудников к мысли о необязательности выполнения требований. Проконтролировав принятое решение, оно будет эффективным и поможет достичь поставленную цель.