Прежде чем усовершенствовать состояние тайм-менеджмента в исследуемом учреждении, мы определили, как в нем обстоят дела по основным вопросам управления временем. Знание исходной ситуации - это точка отсчета, отталкиваясь от которой мы начали составление программы обучения. Начали не с инвентаризации рабочего времени, не с анализа стиля работы большинства руководителей, а с вскрытия причин возникающего дефицита времени.
Анализ ТМ-профиля в нашем случае является индивидуальным проектом, исходящим из специфики деятельности и потребностей руководителя школы. Мы изначально ставили своей целью обучение руководителей и педагогов школы основам тайм-менеджмента, для улучшения качества временной компетентности сотрудников в решении организационных и управленческих задач.
К активным формам обучения основам тайм-менеджмента: тренингам личностного роста, участию в инвентаризации времени на основе хронокарт и хронограмм Приложение В, составлению хронопротоколов совещаний, к составлению записных книжек и ведению электронных ежедневников, к анкетированию по вопросам объёма, скорости и качества выполняемой работы Приложение Г были привлечены респонденты экспериментальной группы в период с сентября 2008 по январь 2009 года.
Актуальными направлениями обучения сотрудников стали самые проблемные, выявленные в результате диагностики:
. Материализация и обзор информации - развитие умения получать, обрабатывать и хранить информацию, делегировать и контролировать выполнение поручений
. Личная легкость - развитие умения рационально распределять время труда и отдыха, изыскивать резервы свободного времени.
. Командная инвестиционность - развитие умения работать на перспективу в творческой группе.
. Корпоративная гибкость - развитие умения оперативно решать неожиданные проблемы.
Ключевыми в обучении являются четыре из одиннадцати критериев и все направления тайм-менеджмента (личный-ТМ, командный-ТМ, корпоративный-ТМ).
Таким образом, была составлена следующая программа по обучению сотрудников школы основам тайм-менеджмента.
Дата проведения |
Форма занятия. Техники. Методы. Приемы. |
Результат |
Сентябрь |
Ознакомительная встреча Полилог «Я сегодня здесь, потому что .» Анкета «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?» Приложение Д. Обсуждение вопросов и результатов анкеты. Самопрезентация рецептов преуспевания в работе. Полезные советы для обдумывания дома. Приложение Е. |
До респондентов доведена цель дальнейшего участия в исследовании, дана самооценка преуспевания, создана положительная мотивация на саморазвитие |
Встреча 2-ая Полилог после прочтения десяти преимуществ тайм-менеджмента Приложение Ж. «Меня в ТМ больше всего привлекает .» Индивидуальный тест «Проблемы в управлении Вашим временем» Приложение З Дискуссия «Насколько мы привык ли «спешить» от одной срочной задачи к другой?» Знакомство с квадратом Эйзенхауэра. Приложение И. Практическая работа «Планирование на квадрате Эйзенхауэра». Приложение К. |
Поддержана положительная мотивации на саморазвитие. Актуализированы проблемы личного тайм-менеджмента Дан приоритет в деятельности на важные, но несрочные дела. Научились оперативно планировать и обрабатывать задачи | |
Встреча 3-яя Полилог «Самое сложное для меня .» Синергетическое обсуждение Полезных советов «Как бороться с дефицитом времени?» Приложение Л |
Актуализация проблем для последующего их решения Приобретена новая форма работы в творческое группе - синергетическое совещание. | |
Встреча 4-ая Полилог «Я знаю кто меня отвлекает .» Составление формуляров (анализа видов деятельности и расхода времени и анализа «дневных помех») критические моменты, вредные привычки и наиболее частые ошибки стиля работы. Приложение М. Составление списка всевозможных помех. Приложение Н. |
Проведен анализ временных потерь. Перечислен круг всевозможных поглотителей времени и обозначен круг самых значительных. | |
Октябрь |
Встреча 1-ая Полилог «Для меня самая лучшая фигура .» Знакомство с «Кругом правил». Разбор его элементов и взаимосвязей. Приложение О. |
Создана атмосфера доброжелательного общения в кругу. Четко разграничены функции менеджмента и осознана их взаимосвязь. |
Встреча 2-ая Полилог «В нашем учреждении я доверяю ., потому что он .» Исследование блок-схемы «Делегирование» Проблемная ситуация «Преимущества и недостатки делегирования» Приложение П. Работа с формуляром «6 ключевых вопросов» Приложение Р. |
Создана атмосфера доверительного общения. Выработаны правила оптимального делегирования. Отдача четких указаний подчиненным с помощью формуляра. | |
Встреча 3-яя Полилог «Когда я открываю утром глаза .» Разработка-занятие «Правила начала дня» Приложение С. |
Создание работоспособной обстановка. Вовлечение в деловую дискуссию о позитивности правильного начала дня. | |
Встреча 4-ая Полилог «До обеда я борюсь с ., а после с .» Разработка-занятие «Правила, касающиеся хода дня». Приложение Т. |
Создана бодрая и весёлая обстановка. Проведен глубокий анализ правил. | |
Ноябрь |
Встреча 1-ая Разработка-занятие «Правила завершения рабочего дня». Приложение У. Промежуточная самооценка «Мой рабочий стиль». Приложение Ф. Создание сводной таблицы правил распорядка дня. Приложение Х. |
Осознаны важности каждого периода рабочего дня. Актуализация качественных изменений в работе респондентов. Обобщены основные правила распорядка дня |
Встреча 2-ая Формуляр рефлексии дня. Приложение Ц. Методика «Пяти пальцев» |
Научились подводить итоги дня | |
Встреча 3-яя Закончи высказывание «Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, тот .» Изучение Десяти золотых правил экономии времени. Приложение Ч. |
Обобщен весь накопленный опыт | |
Декабрь |
Работа с электронными средствами тайм-менеджмента. Приложение Ш. |
Получены навыки обработки электронной почты с помощью стандартных электронных приложений. Составлены календари, электронные записные книжки, списки задач |
Январь |
Итоговая ТМ-аттестация |
Получены результаты обучения после окончания всего курса. |