Не претендуя на глубокий анализ управленческого контроля в учреждении образования, кратко опишем его основные компоненты, так как оптимизация даже некоторых из них может сыграть важную роль в эффективном корпоративном (социальном) ТМ.
Можно выделить три стороны (или три грани) контроля.
Первая грань контроля - кто осуществляет контроль? В качестве организационных субъектов контроля могут выступать:
а) каждый работник может контролировать сам себя (самоконтроль);
б) коллеги, то есть педагоги, контролирующие друг друга. В данном случае осуществляется «контроль по горизонтали». (Характерным примером здесь может быть первоначально возникшая в Японии модель контроля «кружков качества»);
в) непосредственный руководитель (руководитель МО, заместитель директора, директор, «прямой контроль по вертикали»);
г) вышестоящий руководитель (специалисты отдела, «черезуровневый контроль по вертикали»);
д) внешний контролер. Внешним контролером может быть назначен любой сотрудник организации (инспектор, или даже приглашенный эксперт), временно наделенный полномочиями по контролю над деятельностью отдельных педагогов, классов, подразделений и др.;
е) формально предписанные стандарты и нормы деятельности (технологии, методы, документация, правила организации и др.), обязательные для исполнения;
ж) «неписаные законы» - организационная культура в целом (традиции, ритуалы, нормы и т. п.);
з) государственные организации.
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев для учреждений образования характерны «шаблонные» субъекты контроля: № 3 (непосредственный руководитель) и № 6 (стандарты деятельности).
Вторая грань контроля - что именно контролируется? В качестве предмета организационного контроля могут выступать:
а) выполнение запланированных задач, реальный результат;
б) «цена» достигнутого/достигаемого результата. Речь идет о контроле за оптимальным (допустимым) соотношением «затраты/результат». Если соотношение неоптимально («цена» результата становится неоправданно высокой), требуется принятие решений по отклонению;
в) соблюдение правил, технологий. Это процессуальный контроль, связанный с мониторингом соответствия процесса деятельности предписанным алгоритмам;
г) расход времени, денег, других важных ресурсов. Итоговый контроль, связанный с проверкой соответствия результата допустимому уровню расходов (аналогично п. б);
д) качество работы: скорость, точность, экономичность и др. Процессуальный контроль, связанный с отслеживанием соответствия процесса деятельности некоторым заранее установленным критериям качества. Обычно каждый из критериев представляет собой спектр допустимых значений, внутри которого качество работы считается нормальным;
е) безопасность.
В отношении объектов организационного контроля достаточно сложно выявить какую-либо отчетливую тенденцию, однако во многих организациях наблюдается отчетливое тяготение к упрощению объектов контроля. Гораздо легче контролировать такие «абсолютные» показатели, как результат или соблюдение предусмотренных технологией правил, чем «относительные» комплексные показатели вроде «цены» результата.