б) если в стратегических решениях самым главным является их качество, то в оперативных решениях всегда приходится идти на компромисс, выбирая некое доступное соотношение быстроты и качества решения. Именно поэтому при принятии оперативного решения человек не может позволить себе «роскоши согласований» и принимает его единолично, директивно. В противовес комплексному характеру стратегического решения, оперативное решение всегда является локальным, то есть представляет собой конкретный ответ на конкретный вопрос (проблему, задачу);
в) важно, чтобы принятие оперативных решений было связано с малой вовлеченностью. В идеале оперативные решения должны приниматься рутинным образом, не вызывая значительных сомнений, переживаний и раздумий. Чрезмерная вовлеченность в принятие оперативных решений может превратить любую деятельность в нервотрепку, основательно подорвав энергетический и мотивационный компоненты ТМ.
Если говорить об организационном (социальном) ТМ в школе, то процедура принятия решений в ней является одним из важнейших элементов всей системы управления, и управления временем в частности. В случае слабой эффективности принятия решений в учреждении образования эта процедура может стать серьезной помехой, способной разрушить выполнение даже идеально разработанных планов.
Представляется полезным выделить несколько основных типов управленческих решений в учреждении образования. В основе выделения этих типов заложен целый комплекс критериев, главными из которых являются два: требуемая быстрота принятия данных решений и уровень решения (степень управленческой ответственности).
Можно выделить четыре типа решений в организации:
а) инновационное принимается долго (в психологии творчества хорошо известно, что новая идея может прийти моментально как внезапное «озарение», но на ее обоснование и доработку обычно требуется много времени) и, как правило, носит долгосрочный характер (в масштабах управления организацией инновационные решения часто являются стратегическими решениями);
б) рутинное решение обычно является наиболее стандартным способом принятия решений, сложившимся в школе, своего рода нормой. Так как решения подобного рода связаны с типичными повседневными ситуациями жизнедеятельности образовательного учреждения, то на их принятие в организации обычно отпущена некоторая норма времени. Этот самый временной норматив (а также связанные с принятием решений процедуры и регламенты) обычно предписан, но может быть и стихийно сложившимся в организации стандартом работы. Как правило, рутинные решения носят среднесрочный и краткосрочный характер;
в) селективное решение, по сути дела, является модифицированным вариантом рутинного решения, предназначенным для оптимального принятия решений в ситуации напряженной деятельности. Принятие селективных решений включает в себя выбор наиболее важных и срочных задач (то есть расстановку приоритетов), а также (в связи со срочностью) выбор наиболее быстрых и эффективных способов решения этих задач. Если рутинные решения часто являются механистическими, шаблонными, то принятие селективных решений - активный творческий процесс, когда из всех потенциально возможных вариантов развития событий необходимо выбрать оптимальный. Селективные решения по своему характеру краткосрочны, они находятся «на переднем крае» оперативного менеджмента;