Рассмотрим этапы развития представлений о времени более подробно в таблице 1.2
Таблица 1.2 - Представление о времени: исторический аспект
Эпоха |
Представление о времени |
Животные, первобытные люди |
Визуальная метафора - ТОЧКА. По меткому наблюдению П.Флоренского, точка символизирует - гипнотическую погруженность -, полную концентрацию на чем-либо. Время для архаического прачеловека является непосредственной данностью, переживаемой как бесконечное настоящее максимально «слитого» с природой существа, сконцентрированное в переживаемом моменте. Можно предположить, что прачеловек полностью существовал в реальном времени, а модели времени еще не возникли или существовали в зачаточном виде. Временная перспектива укорочена, так как «привязана» к непосредственной ситуации удовлетворения актуализированной потребности |
Древний мир, первые цивилизации |
Визуальная метафора - КОЛЕСО, циклическое вращение. Время понимается и переживается как вечность, развернутая в цикл вечного возвращения: рождение, расцвет, упадок, смерть, и снова рождение и повтор цикла. Появляются первые модели времени, построенные на природных аналогиях: жизненном цикле растений (т. н. аграрные циклы), суточном солярном цикле (восход, движение заход Солнца). Циклическое время лучше всего отражено в древних мифологиях, а также в многочисленных «календарных» обрядах и праздниках (например, Новый год, день Ивана Купала и т. п.), связанных с мифами. Появляются первые социальные нормативные - модели времени, определяющие поступки человека в том или ином возрасте. Социальные модели времени транспонируются с космологических. Эти модели - сакральные, ритуальные, их нельзя менять, им можно только следовать |
Средние века |
Визуальная метафора - ОТРЕЗОК, линейка. Ограниченное время существования человека и вещей, заранее отмеренное Богом. Несмотря на то, что многие мировые религии сохраняют почерпнутую из более древних учений идею о бессмертии (циклическом возвращении), в них все более ярко звучит идея ограниченности и предопределенности времени существования любой вещи (в том числе и человека). Наряду с этим появляется идея свободы воли, то есть, человек кроме ритуального обретает индивидуальное время |
Новое время, эпоха Просвещение |
Визуальная метафора - ПРЯМАЯ линия. XVI- XVII века - эпоха бурного развития естественных наук и зарождения основных философских учений современности. Время уже не столько переживается, сколько концептуализируется. Время понимается как универсальное свойство всех, атрибут Мира. Время (как и пространство, материя, идеи и т. п.) - бесконечно. При этом в философии и естествознании основной акцент делается на познании причин и следствий, на осмыслении «стрелы времени» |
Современность |
Визуальная метафора - СПИРАЛЬ. В современной философии и естествознании время чаще всего понимается как бесконечное движение, включающее себе циклическое развитие. Однако следует учесть, что в современной науке существует много моделей времени, достаточно сильно отличающихся друг от друга |
Человеческая культура «работает» таким хитрым образом, что существующая в ней информация, любые идеи и представления не исчезают, а накапливаются. Это значит, что в жизни современного человечества мы можем встретить все пять исторических типов представлений о времени, которые не забылись, а очень даже неплохо сохранились и присутствуют как в сознании людей, так и в различных жизненных ситуациях [4, с. 27].