Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет. Если субъект управления управляет собственными действиями, т. е. субъект и объект объединяться в едином лице, то в этом случае имеет место частные управления, называемые самоуправлением.
Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируют различные отношения между людьми. Управление является реальным, если имеются с одной стороны потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.
Менеджмент отличается от управления следующими принципами:
- менеджмент изучает экономику, основанную на рыночных отношениях;
в основе менеджмента лежат экономические методы управления;
под менеджментом понимается «мягкое» управление людьми;
менеджмент предполагает гибкое управление и учет конъюнктуры рынка.
Одним из источников “кризиса управления” является использование самого термина управление, как синонима термина менеджмент. Эти понятия принципиально расходятся: 1)по области применения - в отличие от понятия управление (в равной степени применимого в социальной, политической, технической и иных сферах), менеджмент это управление предприятием, как целенаправленной (ориентированной на коммерческий успех) социально-экономической системой. 2)по идеологии и компонентам - если управлением советскими (а ныне российскими) предприятиями занимались в основном специалисты в области производственных технологий, то менеджмент предполагает профессиональную управленческую деятельность с использованием специальных методологий и инструментов. Традиции “советского”, “производственно-хозяйственного” управления практически неприменимы в современных условиях. Они соответствуют принципиально другой модели предприятия, как закрытой системы в закрытой экономике.
Также необходимо рассмотреть понятия: эффективности управления во многом совпадающем с понятием эффективности производственной деятельности организации и понятие конкурентоспособности управления.
Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как: результат управления не всегда заключается в прибыли; такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат; результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим; затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причём они противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных выгод не оставляет ресурсов для развития её в будущем. Об эффективности управления можно также говорить, как о потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность.