Повышение качества учебного процесса и профессиональной подготовки в высшей школе является всегда актуальным. На него влияет много внешних и внутренних факторов. Из всего комплекса проблем высшего образования рассмотрим одну - дипломное проектирование в подготовке специалистов экономического профиля.
Нынешнее время информационных технологий и предпринимательства высветило новую грань дипломного проектирования как завершающего этапа высшего образования. В подтверждение - несколько объявлений из газеты "Из рук в руки" от 14 сентября 2009 года www.irr. by.
"Контрольные (55000), курсовые (100000), дипломные работы по банковским, финансовым, экономическим и правовым дисциплинам, www.e-mail. УНП ИП Ф. И.О. "
Гуманитарными дисциплинами предложения не ограничиваются: "Дипломные, курсовые, контрольные, рефераты, отчеты по практике: микро - и макроэкономика, АХД, бухучет, аудит и др.; право, политология, история, философия, педагогика, психология, языки и др.; математика, физика, программирование, детали машин, электротехника и др. Профессиональное исполнение. Возможности доставки, электронная копия, сопровождение до защиты. Тел.".
Еще одно объявление как информация к размышлению по другой проблеме высшей школы, но тесно связанной с обозначенным предметом исследования и осмысления. "Учебный центр "Преподаватель" Дипломные, диссертации, курсовые, статьи, учебники, курсы лекций по экономическим, юридическим, философским и любым гуманитарным дисциплинам на высоком преподавательском уровне поможет написать кандидат наук. Гарантируется индивидуальный подход, добросовестность на всех стадиях работы, использование новейших данных. УНП. МП Ф.И.О., тел. "
Здесь представлены две проблемы не высокого качества дипломных работ студентов государственных и частных вузов. Третья - преддипломная практика студентов. Студент на практике - нежелательный элемент, так как мешает работать. Кроме того, экономическая информация на большинстве крупных государственных предприятиях, которые и представляют интерес как базы практики, засекречена. Акционерные общества обязаны публиковать финансовую отчетность, но содержание этой отчетности оставляет желать лучшего и большего (об этом в заключительной части статьи). Что касается дипломного проекта, то база практики является еще одним источником получения готовой дипломной работы по теме. Работа, выполненная одним толковым студентом, затем появляется у другого студента этого или другого учреждения образования. Это называется - плагиат. Кроме того, каждый думающий студент из Интернета соберет для себя пакет дипломных работ по различным темам, а потом сделает компиляцию.
Качество дипломного проекта зависит не только от студента, но и от научного руководителя. Исходная позиция в понимании соответствия руководителя специальности студента такая - экономиста должен учить экономист, а врача должен учить врач. Если проанализировать состав руководителей дипломных работ в государственных и частных вузах на предмет их соответствия специальности студента (например, экономика и управление на предприятии), то можно представить такую группировку. Соответствуют
- доктора экономических наук, кандидаты экономических наук, доценты по специализации, экономисты, практические работники предприятий соответствующих должностей; частично соответствуют
- доктора технических наук, кандидаты технических наук, инженеры; не соответствуют
- остальные руководители дипломных работ. Такой анализ соответствия можно выполнить по любой специальности. Вывод будет однозначный - не все руководители соответствуют своему назначению. Причин для этого много и одна из них - возможность увеличить свою невысокую заработную плату.