Действующий механизм управления финансами вуза в условиях рынка должен наиболее полно отвечать требованиям экономических законов и учитывать основные принципы эффективного хозяйствования, мировой опыт финансового менеджмента. Основным критерием его эффективного функционирования следует выбрать восприимчивость к инновациям и учет современных тенденций, отражающих мировые достижения науки и техники.
Комплексной системой, обеспечивающей эффективное управление финансами вуза, выступает его экономический механизм, функционирование которого осуществляется с помощью поэтапной финансовой стратегии. Финансовую стратегию формируют те же условия и факторы, которые связаны со всеми процессами управления вузами. Однако, финансовая стратегия базируется на специфических факторах, которые определяют ее эффективность и включают:
- выработку единой политики финансово-кредитных, денежных и валютных рынков;
- учет колебания валютных курсов, уровня мировых цен, процентных ставок, инфляции и др.
Все эти факторы играют первостепенную роль в работе вуза и использовании его финансов Поэтому выработка эффективной финансовой стратегии имеет приоритетное значение во всей система управления вузом.
Под стратегией управления финансами вуза следует понимать готовность его менеджеров к быстрым изменениям. К основным характеристикам стратегии управления финансами вуза можно отнести следующие:
- восприимчивость вуза к изменениям в системе образования и подготовки специалистов;
- ориентация на финансово-кредитную политику Республики Беларусь и место финансов вуза во всей финансовой системе республики, легитимность финансовой деятельности вуза;
- учет и использование всех возможностей для наращивания дохода и прибыли вуза в текущем периоде и далекой перспективе;
- выделение в качестве приоритетного направления устойчивого функционирования вуза и расширение контингента студентов, инновационная система обучения и современная технология обработки информации.
Для обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития вуза в условиях рынка и жесткой конкуренции следует ориентироваться на далекую перспективу, то есть постоянно и оперативно регулировать денежные потоки, чтобы стабилизировать финансовые результаты и создать базу ее наращивания в перспективе. [3]
Задача финансовой стратегии вуза состоит в том, чтобы обеспечить гибкость его финансовой системы, адаптировать её к рыночным условиям и подготовить к изменениям, учитывающим мировой опыт образования, и организовать подготовку специалистов в соответствии с требованиями международных программ.
Частные вузы наиболее заинтересованы в совершенствовании обучения, в наращивании человеческого капитала и современной учебной базы на основе информационных технологий, так как только при высоком научном и технологическом (учебном) потенциале возможны стратегические изменения и выход на мировой рынок продаж образовательных услуг и научных разработок.
Ведущим критерием, задающим целевую направленность эффективного функционирования вуза, является не текущая выгода, а возможность развития в долгосрочной перспективе. В этих условиях вуз развивает свои возможности и успешно решает текущие задачи, опираясь на устойчивую финансовую стратегию управления.
На эффективность и высокую результативность выбранного варианта стратегии управления финансами вуза оказывают влияние высокий уровень обучения и качество подготовки специалистов его рейтинг и престиж, величина платы за образовательные услуги и дифференцированный подход при установлении уровня оплаты за учебу с учетом успеваемости и материального состояния студентов.
Одним из определяющих звеньев стратегии управления финансами вуза является вложение капитала в его инновационную деятельность. Не подлежит сомнению тот факт, что непрерывное внедрение новшеств в образование - единственный способ поддержания высоких темпов развития вуза и уровня его доходности.
Инновационная деятельность с ориентацией на опыт США может осуществляться по следующим направлениям:
- организационные инновации, включающие свободу выбора места обучения, индивидуальное планирование обучения и академическую мобильность студента;
- инновации в технологии обучения, которые связаны с внедрением компьютеров и разработкой новых технологий образования и методического обеспечения;
- научные исследования, обеспечивающие разработку актуальных проблем социологии и экономики, техники и права.
Инновационная деятельность в вузе обеспечивает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, создает наилучшие условия для разработки и внедрения инноваций в систему образования в целом, оказывая при этом наибольшее влияние на совершенствование самой системы.
Инновационная сущность частного образования состоит в реализации потребностей поступающей молодежи получить качественное с ее точки зрения образование и специальность, востребованную временем.