- метод стратегического управления по слабым сигналам;
- метод управления в условиях стратегических неожиданностей.
Среди многочисленных задач управления вузом особое место занимают определение методического подхода к формированию базовых стратегий и выбор предпочтительной стратегии развития обучения.
Исследование иерархии организационной структуры стратегического управления и последовательность ее реализации позволяют выделить следующие приоритеты:
- формирование комплексного плана научных исследований и учебного процесса вуза;
- определение конкурентных стратегий (установление необходимых конкурентных позиций);
- выбор эффективной стратегии развития научно-исследовательской деятельности в вузе и организации на ее основе обучения.
Известно, что переход от одного качества к другому, требует затрат времени и финансов. Основными компонентами системы образования в условиях рынка выступают новые концепции и новшества в науке и технике, нововведения в технологию обучения, инвестиции, вложения средств в научные исследования и разработки. Новшества как результат формируют рынок новаций, инновации - рынок чистой конкуренции нововведений, инвестиции - рынок капитала. Под инновациями понимается эффективное использование в системе управления вузом новых результатов научных исследований в виде новой методики планирования и создания механизма действия законов организационно-технического и социально-экономического характера. [4]
Первый компонент прогрессивной сферы деятельности вуза - это рынок новшеств как результат научных исследований в вузе. Он включает продукты интеллектуальной деятельности его профессорско-преподавательского состава в виде комплексных программ развития производства, технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, предложений по совершенствованию управления субъектами хозяйствования.
Научно-исследовательская деятельность в вузах направлена на получение, распространение и использование в процессе обучения студентов новых знаний в сфере решения технологических, экономических и социальных проблем, на обеспечение эффективного управления как наукой, так и производством, как единой системой.
В системе управления вузом рынок новшеств (новаций) создают: научно-исследовательский центр, научно-исследовательские лаборатории при кафедрах, временные научные коллективы.
Вторым компонентом деятельности вуза является рынок чистой конкуренции нововведений, который представляет собой совокупность разработчиков и потребителей, совершающих сделки с образовательными и сходными услугами, когда рынок не оказывает большого влияния на уровень платы за обучение. Рынок чистой конкуренции объединяет вузы и работодателей.
Третьим компонентом деятельности вуза является рынок инвестиций. Каждый вуз должен приобретать новые технологии обучения, новые технические средства, новые учебники. Однако в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей вуза выступают инвестиции и источники их получения. Можно выделить следующие основные факторы развития рынка капитала в вузе:
- предоставление платному вузу налоговых льгот;
- оказание государственной поддержки для научно-исследовательской деятельности в частном вузе;
- реструктуризация деятельности вуза с целью повышения качества и высвобождения средств.
В настоящее время государственные источники инвестирования весьма ограничены. Поэтому основным источником инвестиций в развитие вуза являются собственные средства.
Современная образовательная деятельность вуза включает в себя систему взаимодействия научных работников и инвесторов, направленную на получение новых знаний и развитие прогрессивной схемы образования.
Инновационный процесс в вузе представляет собой последовательное осуществление научных исследований, маркетинговое исследование, продажу разработок, обучение студентов на основе новых технологий и использования современных технических средств обучения. Практически учебный процесс в вузе состоит в получении новых знаний, в решении задач повышения качества обучения и использовании результатов интеллектуальной деятельности в учебных пособиях для студентов. При этом осуществляется процесс коммерциализации научных разработок и выход на рынок товаров и услуг. На этом этапе определяется реакция рынка на нововведения, происходит признание или непризнание новых разработок потребителями.