Прогресс современного общества базируется на использовании интеллектуальных человеческих ресурсов. Их ценность постоянно растет, так как работа в условиях усложняющихся технологий требует постоянного совершенствования профессиональных знаний. Динамичное развитие образования требует создания новых форм обучения и сочетания их с потребностями общества в конкретных специалистах.
Динамичное развитие образования требует создания новых форм обучения и сочетания их с потребностями общества в конкретных специалистах.
В системе образования продолжают существовать три проблемы:
- чему обучать студентов, чтобы подготовить специалистов с высшим образованием, способных решать на высоком научном уровне текущие задачи народного хозяйства и создавать новые, пользующиеся спросом конкурентоспособные товары мирового уровня;
- как учить студентов, какие использовать средства и методы, чтобы повысить качество обучения и освоения науки в процессе учебы;
- кадры, т.е. те, кто должен учить: состав профессоров, доцентов и ассистентов, методы работы и уровень педагогического мастерства.
Решающим, а возможно, и самым действенным средством и фактором, влияющим на устойчивое функционирование и развитие частного вуза, является уровень его управления.
Учебное заведение должно рассматриваться как объект особой учебной, научной, организационной, экономической, финансовой и социальной сложности. В системе обучения студентов эксперты выделяют две схемы образования: инновационное обучение и поддерживающее. Перспективной считается инновационная концепция обучения. [6]
Особую актуальность приобретают в настоящее время научные методы управления учебным процессом и переход на прогрессивную систему образования, которые позволяют в максимально сжатые сроки решать стратегические задачи, оперативно принимать решения, осуществлять реструктуризацию подразделений (факультетов и кафедр.), учебных планов и учебников, развивать свой научный и учебный потенциал.
Формирование рыночных механизмов в экономике, создание необходимых условий функционирования основных субъектов рынка требуют организации адекватной системы подготовки и повышения квалификации кадров. Система образования должна обеспечить субъектов рыночного хозяйства специалистами с высшим образованием на всех стадиях производства и потребления продукции, во всех областях их деятельности.
Для совершенствования образования в вузе необходимо решить ряд принципиально новых задач, составляющих стратегию образования, направленную на эффективное управление качеством обучения.
- обосновать набор показателей, отражающих качество образования, так называемых индикаторов;
- установить пороговое значение этих показателей и провести их мониторинг, а также определить нижний уровень, пересечение которого может привести к нарушению качества подготовки специалистов;
- организовать разработку возможных решений стратегических задач.
Развитие прогрессивных методов образования в вузе должно строиться на использовании в его управлении следующих принципов:
- расширение научных исследований на кафедрах и в студенческих группах;
- системность и комплексность;
- поддержание здоровых отношений в коллективе,
- подбор стратегических партнеров во всех видах деятельности вуза;
- обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов.
Особое внимание в организации финансовых потоков должно уделяться принципам логистики, поскольку финансы в вузе становятся стратегическим. Поэтому необходимо:
- содействовать формированию благоприятной внешней среды;
- уделять особое внимание студенту и качеству технологии обучения.
Совершенствование системы обучения в зависимости от внешних и внутренних условий вуза возможно, если будет использоваться совокупность различных методов стратегического регулирования учебным процессом. Возможно выделить пять конкретных методов стратегического управления вузом:
- метод стратегического планирования развития научных исследований и на их базе переход к самой современной системе обучения;
- метод управления посредством выбора стратегических позиций развития обучения;
- метод управления путем ранжирования стратегических задач;