В настоящее время главную роль на торговом предприятии играет аппарат управления, деятельность которого направлена на увеличение сбыта и на удовлетворение рынка. Управление персоналом в сфере торговли требует учета всех особенностей труда на предприятии торговли и в сфере малого бизнеса.
Успех работы торгового предприятия определяется персоналом предприятия.
Особенности торгового предприятия:
. Высокий объем трудовых операций, связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. Эти операции невозможно полностью механизировать и автоматизировать, что приводит к высокой доли затрат живого труда (40-50%).
. Трудовые процессы подразделяются:
) связанные со сменой форм стоимости товара;
) связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения.
В первом разделе предусматривается смена форм стоимости, и он включает в себя процессы купли-продажи и обслуживания покупателя.
Второй раздел труда включает трудовые процессы: транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.
. Труд, связанный со сменой форм стоимости товара, который однообразен и требует большого нервного и физического напряжения. Трудовые затраты являются значительным элементом в структуре издержек торгового предприятия, что определяет их важность в экономической деятельности предприятия.
. Управление персоналом в торговле требует повышенного внимания из-за специфики торгового бизнеса:
создание и продажа конечного продукта совмещены во времени, то есть услуга создается в момент ее же продажи;
руководители промежуточных подразделений и торговых точек оказывают прямое и сильное влияние на конечный результат;
прямое взаимодействие наибольшей части персонала с покупателем;
прямой доступ персонала к материальным активам и ценностям предприятия.
Исходя из вышесказанного управлением персонала - это воздействие организации, с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных мер, на процесс формирования качественных и количественных характеристик персонала, с целью достижения экономической и социальной эффективности.
Управление персоналом осуществляется по этапам:
. Планирование персонала: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в торговую организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы (тренинги по продажам и т.п.).
. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
. Мотивация, то есть стимулирование сотрудников путем улучшения системы заработной платы, а также мероприятий нематериального характера.
. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам (рис.2).
Характеристика признаков:
. По категориям. В составе персонала предприятий торговли выделяют три категории работников:
а) персонал управления;
б) торгово-оперативный персонал;
в) вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
Рис.2. Признаки классификации персонала
. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала - должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.