В качестве руководителя я выберу управляющего одного из салонов в городе Иркутске.
Таблица 5 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя
критерий оценки |
факторы, определяющие критерии |
Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам (%) |
коммуникабельность и др. психологические навыки |
способность находить общий язык с клиентом и подчинёнными |
90 |
умение разрешать спорные ситуации, брать на себя ответственность |
объективность принятия решения в спорных ситуациях |
80 |
знание |
владение информацией о рынке, политики компании и других ключевых особенностях в данной сфере |
90 |
устойчивость к стрессам |
уравновешенность в критических ситуациях |
60 |
Попробуем проанализировать руководителя с помощью модели Фидлера.
Главной идеей ситуационного подхода к лидерству было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который в середине 60-х гг. предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля. При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НПР).
Наш руководитель набрал высокие баллы, т. е. НПР ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР). Это необходимо нашему руководителю, т.к. он общается не только с сотрудниками, но и с клиентами, СМИ, рекламными компаниями, партнерами, с поставщиками. Как мы знаем, клиенты бывают капризными, сами не знают, чего хотят, руководитель постоянно находится в стрессовой ситуации.
Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.
Ситуационные переменные:
отношения в коллективе;
структурированность работы;
властные полномочия.
Отношения в коллективе (отношения "лидер-последователь"): хорошие. Руководитель доверяет и слушает своих сотрудников. Не приказывает, а дает им советы и выслушивает их пожелания. Работникидоверяют, поддерживают, уважают своего руководителя, делают всё возможное, чтобы добиться высоких результатов в своей деятельности - в производстве и продаже мебели.
Структурированность работы: высокая. Переменная отражает уровень структурированности решаемых группой задач, который измеряется следующими показателями: