Как процесс проектирования представляет функционально связанные друг с другом этапы по созданию проекта:
· предпроектные работы;
· техническое проектирование;
· рабочее проектирование.
Предпроектный этап предусматривает проведение прикладных исследований, анализ вариантов решения проектных задач, установление целей, задач, объемов работ, проведение расчетов ресурсных потребностей, определение состава специалистов, подготовка технического задания, проведение предварительной оценки эффективности проектных решений.
Этап технического проектирования предполагает обоснование комплекса организационных решений, дающего полное представление об организационных нововведениях, предусматриваемых в моделируемой или проектируемой системе.
На этапе проектирования осуществляется выпуск полного комплекса рабочей документации; экспертиза организационных проектов завершает комплекс работ по проектированию.
Относительно производственных систем организационный проект включает следующие разделы.
1. Общесистемное описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организационная структуры; численность промышленного персонала; оценка эффективности проектных решений.
2. Организационные решения, относящиеся к подсистеме производства: производственный процесс в пространстве, во времени; разделение труда в основном, вспомогательном и обслуживающих производствах; формы организации труда; организация обслуживания рабочих мест; уровень механизации и автоматизации труда; меры по безопасности.
. Организационные решения, относящиеся к управляющей подсистеме в целом: структура; методы управления; технология управления; коммуникации; численность и состав персонала; функциональное разделение труда.
. Организационные решения, относящиеся к отдельным функциям управления: технико-экономическое, оперативно-производственное планирование и управление; линейное руководство; материальное обеспечение; маркетинг; учет; обслуживание.
. Организационные решения, относящиеся к подготовке производства: технические, экономические, организационные, социальные аспекты на разных этапах создания и освоения нововведений.
. Организационные решения по п. 1-5, относящиеся к структурным подразделениям более низкого уровня: структурные единицы цеха и т.д.
Как правило, разделы и содержание организационного проекта могут быть детализованы по отдельным задачам и процедурам в соответствии с реальными и конкретными условиями проектирования. Проектируя схемы организационных решений по отдельным функциям, обычно детализируется каждая функциональная подсистема, разрабатываются положения о звеньях, их структура и состав персонала, технологии принятия решений, методы обработки информации, используемые технические средства и т.д.
В процессе проектирования структуры организации выделяют три этапа.
1. Анализ действующей организационной структуры. Он устанавливает меру соответствия требованиям, предъявляемым к организации, иными словами, насколько организационная структура тождественна установленным оценочным критериям.
К оценочным критериям относят принципы управления:
· соотношение между централизацией и децентрализацией;
· объем контрольных функций, установленный для каждого уровня управления;
· анализ и оценка аппарата управления;
· анализ функций управления;
· оценка хозяйственной деятельности.
В результате анализа выявляются проявившиеся недостатки, причины неадекватной эффективности управления.
. Проектирование организационных структур. Коммерческое предприятие - достаточно сложная система, включающая ряд подсистем: производственную, экономическую, социальную, информационную, административную и др. Одни подсистемы поддаются рациональному проектированию, другие, имея определённое количество переменных, которые затруднительно описать только рациональными величинами, требуют диалектического подхода к качественному и количественному описанию их функций и задач. Этим можно объяснить специфику проектирования организационных структур управления, суть которой состоит в количественно-качественном подходе к оценке организационных структур, сочетании формализованных методов с субъективной деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке реальных вариантов организационных проектов.
. Оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реального осуществления заданий, надежности организационной системы управления, динамики и оптимальности принимаемых решений.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на базе следующих методов: аналогий, экспертного, структуризации целей и организационного моделирования.
Метод аналогий использует опыт проектирования структур управления в аналогичных организациях и предусматривает разработку типовых структур управления различного вида предприятий, условий и механизмов применения. Весьма важно, что типовые организационные структуры носят вариантный характер, предусматривающий возможность коррекции, отклонения по причине изменения условий, в которых фирма функционирует.