Таким образом, концептуальный подход к управлению разработкой стратегии предприятия на основе СПА - является наиболее целесообразным, учитывающим все элементы инфраструктуры предприятия, их взаимосвязи и реакцию на изменения внешнего окружения, необходимых для эффективного стратегического менеджмента. Управление разработкой стратегии на основе систем СПА позволяет реализовать логику стратегического оппортунизма, при которой предприятие ориентировано на достижение генеральных целей без нанесения ущерба текущей деятельности. Кроме того, данный подход позволяет установить взаимосвязь уровней разработки стратегии - корпоративного, функционального и оперативного, что крайне необходимо для эффективного управления предприятием в целом. Принципиальный механизм СПА для предприятия, ориентированный на увеличение стоимости его бизнеса представлен на рисунке 7.
Увеличение стоимости бизнеса, как стратегической цели предприятия, предлагается достигать с помощью формирования стратегии организационного превосходства для создания конкурентных преимуществ. Повышение конкурентоспособности предприятия может быть достигнуто, при прочих равных условиях, повышением уровня управления ресурсами предприятия, стратегического планирования и комплексного взаимодействия с оперативным уровнем управления.
Необходимо разработать механизм взаимодействия, который позволяет выстроить взаимосвязь между стратегическим, функциональным и оперативным уровнями управления, оценке эффективности управления каждого уровня ответственности на предприятии, стимулировании менеджеров в направлении реализации стратегических целей и задач в повседневной, оперативной работе.
В основе эффективного функционирования механизма положены исходные предпосылки о том, что:
· цель собственников предприятия - увеличение стоимости бизнеса;
· средство достижения цели - повышение совокупной производительности каждым структурным подразделением производства, снабжения и сбыта;
· концепция механизма - система планирования и администрирования;
· критерии достижения стратегической финансовой цели - увеличение доходности совокупных активов и доходности собственного капитала.
Рисунок 7 - Принципиальный механизм СПА для предприятия, ориентированный на увеличение стоимости его бизнеса
В основе механизма предполагается, что предприятие, в силу специфики деятельности, делится на функциональные направления по стадиям технологического процесса: «снабжение - производство - сбыт» и «штабные» функциональные службы: планирование, финансы, качество, персонал и прочие.
Цель
- оценка эффективности действий трех основных уровней ответственности (управления) предприятия за достижение стратегической и финансовой целей.
Механизм реализации схемы управления
- планово-аналитический, т.е. планирование, организация исполнения и контроль трех критериев для каждого уровня ответственности.
Механизм реализации функциональной СПА на ЗАО «РСУ Северное» представляет формализованную процедуру формирования продуктовой и сбытовой программ и финансово-экономического плана на основе ранее разработанной системы СПА с учетом изменений внешней среды и требований собственников.
При проектировании функциональной СПА учтены все варианты изменений; определена процедура и регламент выполнения алгоритма; установлены зоны ответственности, сроки и формы предоставления результатов; разработана принципиальная схема процесса принятия решений; определено назначение центра регулирования, его состав и место в системе СПА ЗАО «РСУ Северное».
Рисунок 8 - Механизм функциональной системы СПА ЗАО «РСУ Северное»
В частности, можно говорить о целесообразности изменения продуктовой программы предприятия. Большая часть ресурсов ЗАО «РСУ Северное» должна направляться на СНД-1 и СНД-3. Увеличение цен на сырье, энергоносители, тарифы компенсировались более производительным использованием внутренних ресурсов. Реализация выбранной стратегии позволила предприятию увеличить свою конкурентную позицию и увеличила его рыночную стоимость.
Процедура реализации функционального механизма СПА представлена на рисунке 8.
Данный подход не отвергает классических методов формирования стратегии предприятия, он, на наш взгляд, позволяет определить, на основании внутренних и внешних данных необходимые действия как стратегического, так и функционального уровней, нацеленных на увеличение стоимости бизнеса, т.е. достижение главной цели предприятия.