Для ЗАО «РСУ Северное» основной является возможность связать разработку стратегии на всех уровнях предприятия, позволяя определять, каким образом изменение эффективности выполнения отдельной операции повлияет на конечные результаты. Кроме этого, появляется возможность сравнивать эффективность производства различных СНД (производственных служб).
Полученная взаимосвязь позволяет разобраться, с помощью каких рычагов можно обеспечить высокие показатели эффективности управления предприятием, а также дает возможность уточнить зоны ответственности основных подразделений предприятия и более полно делегировать властные полномочия.
Рассмотрим подход, реализующий управление разработкой стратегии предприятия на основе систем планирования и администрирования (таблица 9).
Систематизированные процедуры для управления разработкой стратегии предприятия могут снизить вероятность совершения серьезных ошибок или выбора неверных вариантов, так как включают много важных видов, обеспечивающих получение критической информации и понимание, которое должно лежать в основе стратегических действий. Механизмом координации при разработке стратегии и ее реализации на постоянной, либо на временной основе, позволяющей достичь установленных целей предприятия, выступают системы планирования и администрирования (далее - СПА).
Таблица 9 - Основные характеристики составляющих подсистем системы планирования и администрирования (СПА)
Подсистема |
Общая характеристика |
Подсистема мониторинга внешней среды |
Определение ключевых трендов и событий на предприятии в целом, а также в отраслевой внешней среде, влияющей на краткосрочные и/или долгосрочные показатели функционирования предприятия. |
Подсистема анализа стратегических аспектов |
Процессы и виды деятельности, при помощи которых внешние и внутренние данные и стимулы трансформируются в более строго сформулированные аспекты, а затем анализируются на степень их влияния на показатели функционирования предприятия. |
Подсистема оценивания корпоративных ресурсов и капитальных вложений |
Сравнение физических, человеческих, финансовых и технологических ресурсов предприятия с аналогичными ресурсами конкурентов и с наилучшими существующими вариантами. |
Информационная подсистема |
Схемы, процессы и конкретные устройства для сбора, сортировки, хранения и передачи данных между частями и составляющими предприятия. |
Подсистемы измерений, оценивания и вознаграждения. |
Процессы и виды деятельности, участвующие в оценивании управленческих показателей. |
Операционная подсистема |
Процессы и виды деятельности, участвующие в приеме и обработке заказов на поставки, в сборе материала, составление графика производства, производстве, складских операциях, управлении товарно-материальными запасами, транспортировке и доставке готовых товаров и услуг, получении счетов-фактур, т.е. в повседневных операциях, осуществляемых в организации. |
Маркетинговая подсистема |
Все виды деятельности процессы, участвующие в понимании и удовлетворении потребительских запросов. |
Подсистема инноваций и технологических разработок |
Виды деятельности по исследованиям и разработкам новых видов продукции и инновациям процессов. |
Подсистема управления персоналом |
Знания сотрудников, инвестиции в наращивание профессиональных знаний, системы и процессы для улучшения репутации предприятия как работодателя; найма, подготовки и продвижения сотрудников; программы мотивации сотрудников; программы карьерного продвижения и консультирования |
Финансово-экономическая подсистема |
Выявление и оценивание возможности по финансовым инвестициям, направляемым на расширение предприятия и наращивание оборудования, реализацию крупных программ и проектов, где поступления будут в течение нескольких лет увеличиваться. |