) Повысить управляемость, т.е. выполнение ставящихся перед сотрудниками задач и, в итоге, достижения целей, поставленных перед предприятием.
Анализ внутренней среды
позволяет также выявить отсутствие у предприятий стратегического подхода к управлению, что влечет за собой ряд существенных недостатков:
· Отсутствуют причинно-следственные связи между показателями финансово-хозяйственной деятельности и конечными стратегическими результатами, на которые предприятия ориентированы в долгосрочной перспективе;
· Генерация прибыли по продуктовым направлениям (стратегическим бизнес единицам, далее - СНД) существенно различается, у предприятия нет скоординированной политики по распределению ресурсов между ними.
В стратегическом анализе
используется ряд аналитических методов и моделей, которые могут быть полезными при проведении анализа внешней и внутренней среды предприятия, принятии стратегических решений.
Наиболее известны из них методы SWOT и PEST-анализа, двухмерная матрица Ансоффа, трехмерная схема Абеля, матрицы портфельного анализа Бостонской консультационной группы (БКГ) и консультационной фирмы МсКinсеу. В нашем случае предпочтительным является SWOT-анализ.
Сильными сторонами предприятия являются хорошее расположение, квалифицированный персонал, развитая система прямых длительных хозяйственных связей, оказание дополнительных услуг.
Наиболее существенно слабыми сторонами у ЗАО «РСУ Северное» являются: обязанность лицензирования строительных организаций; негибкая система оплаты труда; затруднения в планировании.
Самые существенные угрозы: рост цен на энергоносители, возможности появления конкурентов, снижение у них цен.
Возможности: небольшое число фирм специализирующихся на строительстве коммуникаций, перспективное развитие отрасли.
Представим SWOT анализ в виде таблицы.
Таблица 8 - SWOT анализ ЗАО «РСУ Северное»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Расположение в черте города Квалифицированные специалисты Наличие дополнительных услуг Наличие прямых связей с поставщиками сырья и с потребителями |
Необходимость приобретать лицензии Отсутствие гибких систем оплаты Проблемы в организации планирования |
Возможности |
Угрозы |
В связи с тем, что существует мало фирм специализирующихся на строительстве коммуникаций возможность занять свою нишу на рынке Перспективное развитие отрасли, и следовательно, развитие бизнеса |
Рост цен на энергоносители и ГСМ приход на рынок большего числа конкурентов снижение цен у существующих на рынке конкурентов |
Из данного SWOT анализа хорошо видно, что организация имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью завоевание рынка через повышение производительности и комплекса услуг.
Анализ продуктово-рыночной ориентации по ключевым группам продуктов выявил возможные перспективные изменения для предприятия, однако, отсутствие стратегического управления делает нереализуемым использование данных возможностей. Различные группы потребителей у технологически связных СНД требуют стратегического подхода к оценке каждой группы и рационального распределения ресурсов с целью извлечения максимальной выгоды в долгосрочной перспективе.