При выдвижении предложений по совершенствованию организационной структуры выделим общие требования.
Во-первых, организационные изменения проводятся одновременно и параллельно на всех структурных (линейных и функциональных) «этажах» - от уровня организации, отдельных предприятий и производств до среднего управленческого звена и непосредственных исполнителей. Это, так сказать, вертикальный «срез» организационных инноваций. Аналогичные перемены происходят в структурных подразделениях и в горизонтальном (функциональном) разрезе.
Во-вторых, все структурные трансформации взаимосвязаны: перемены в одном организационном звене вызывают поправки в других местах и наоборот, а любая локальная операция в этой сфере имеет смысл только в контексте других изменений - вертикальных и горизонтальных.
В-третьих, изменения в структурных подразделениях детерминированы не столько их внутренним саморазвитием, сколько системным статусом, «членством» в общей организационной системе.
Системное изменение, точнее, самоизменение организации возможно при взаимном приспособлении ее структурно-функциональных элементов, выходящих за рамки обычных производственно-хозяйственных связей. Такими интеграторами выступают миссия организации, ее основные цели, конкретизированные и детализированные применительно к непосредственным исполнителям.
Необходимо активно внедрять интегрированную систему управления предприятием SAP R/3. Эта система, разработанная германской фирмой SAP АО, призвана способствовать повышению рентабельности за счет снижения издержек, рационального распределения и использования производственных, материально-технических и трудовых ресурсов. Она позволяет объединить хозяйственные процессы производства и сбыта продукции, управления материальными ресурсами, контроля качества, технического обслуживания и ремонта оборудования с финансовыми и кадровыми возможностями предприятий.
Все функции системы связаны в соответствии с логикой технологии производства. Каждая хозяйственная или финансовая операция, выполненная в системе, будь то бухгалтерия, кадры, производство или сбыт продукции, вызывает соответствующие изменения в других компонентах.
Система состоит из набора модулей программного обеспечения в области учета и отчетности, контроллинга, организации производства, управления материальными потоками, а также в сфере обеспечения качества, техобслуживания и ремонта оборудования, сбыта, управления персоналом и проектами. Каждый из ее модулей, в свою очередь состоит из набора подпрограмм. Так, например, модуль финансового учета включает помимо всего прочего компьютерные программы ведения главной книги, приходных и расходных счетов.
Для успеха дела внедрение системы R/3 осуществляется поэтапно:
· финансовая бухгалтерия, планирование и учет затрат;
· управление материально-техническим снабжением;
· управление сбытом готовой продукции;
· прочие подсистемы.
Отличительной особенностью системы R/3 является возможность отображения в ней практически любой производственной структуры. Она не знает ни организационных, ни географических границ, что позволяет обеспечить любого сотрудника своевременно на его рабочем месте необходимыми данными и документацией. Благодаря этому происходит интеграция головных офисов предприятия и производственных точек в единую сеть обработки хозяйственных процессов, которая строится в соответствии со следующими принципами:
• информационный обмен между всеми пользователями осуществляется по централизованной схеме через корпоративный центр обработки данных, построенный по схеме отказоустойчивого кластера;
• корпоративная сеть обеспечивает обмен информацией пользователей друг с другом электронной почтой с любого рабочего места, а также выход во внешние информационные системы;
• структура сети представляет собой иерархическое дерево связанных локальных сетей структурных подразделений с распределением хранимой информации снизу вверх по убывающей с некоторой избыточностью. Это означает, что все данные должны стекаться на самый верх «информационной пирамиды». В случае аварийного выхода из строя линий коммуникаций, локальные сети должны уметь работать автономно в отрыве от корпоративного центра обработки данных, полностью выполняя все присущие им функции.
Отметим, что организационная структура производства, отвечающая системе R/3, требует определения и установления оптимальной численности руководителей и специалистов по функциям управления. В настоящее время проводится сокращение руководящих кадров по большинству направлений (анализ показал избыток руководства по ним). Преимущественно производится переброска руководителей в подчинённые низовые организации (структура их в соотношении с головной организацией приводится в приложении к работе).