Известно, что порой причиной конфронтации между представительным органом и исполнительной властью является стремление депутатов любым путем выполнить свои предвыборные обещания. Первое разочарование приходит во время «битвы за бюджет», поскольку бюджетная обеспеченность нередко явно недостаточна для решения вопросов местного значения, острых проблем жизнедеятельности местного сообщества.
Далеко не на все острые вопросы можно получить ответы как в федеральном, так и в региональном законодательстве, регулирующем сферу местного самоуправления. Поэтому от представительного органа требуется разрешение острых проблем на местах, используя возможности муниципального представительного органа, продуманной профессиональной подготовки депутатского корпуса. И вряд ли здесь могут быть приемлемы административные рычаги. Нужны педагогические методы, проявления такта и заинтересованности в реальной организационно-методической и ресурсной помощи депутатам в вопросах их профессиональной ориентации, повышении компетентности и компетенции. Ведь представительный орган по своему профессионализму не должен уступать исполнительному, а депутаты -муниципальным служащим местной администрации.
Многие проблемы местного самоуправления не решаются именно из-за более слабой компетенции в практических вопросах управления представительного органа по сравнению с исполнительным. А ведь депутаты представительного органа должны выступать не только в роли носителей общественного мнения, но и экспертов предлагаемых нормативно-правовых актов муниципального образования, программ социально-экономического развития, целевых комплексных программ, бюджетного процесса, управления имуществом, что особо выделено в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Как известно, на представительные органы муниципалитета в функциональном отношении возложены задачи контроля деятельности местной администрации в вопросах реализации полномочий органов местного самоуправления. Если к тому же глава местного самоуправления - одновременно руководитель представительного органа, то и весь объем, полномочия и роль данной ветви власти существенно возрастают.
Подготовка и профессиональное развитие работников муниципальных органов и депутатского корпуса - необходимое условие развития и повышения эффективности органов местного самоуправления, результативности муниципальной службы. На местах затянулись ожидания правового определения статуса депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления. Все более неоправданной становится абсолютизация самостоятельного регулирования муниципальных отношений субъектами Федерации.
Выработка и правовое закрепление единого подхода и законодательного механизма к решению принципиальных вопросов профессионального развития депутатов и муниципальных служащих, как и задач повышения качества муниципальных услуг могли бы в значительной мере способствовать институциональной организации местного самоуправления, эффективности его представительных и исполнительных органов.