В условиях реформирования местного самоуправления рельефно обозначилась, как весьма актуальная и острая, проблема профессионального образования депутатов представительных органов местного самоуправления. Какое муниципальное образование ни взять, в большинстве из них дает о себе знать специфика формирования представительного органа местной власти. Это особенно заметно в ходе подготовки и проведения выборов депутатов.
Персональный состав избираемого депутатского корпуса в профессиональном отношении слабо предсказуем. Субъектам муниципальной кадровой политики - председателям советов, главам местных администраций, руководству субъектов Федерации приходится лишь мечтать о качественной профессиональной подготовленности к сложной и ответственной роли депутата в органе местного самоуправления, его высокой профессиональной компетентности.
Тем не менее с учетом российского опыта развития местного самоуправления, включая проведение выборных кампаний, вероятность качественного пополнения депутатского корпуса может быть спрогнозирована при использовании методов научного анализа кадровых процессов на местном уровне.
Учитывая сложившуюся практику избирательных кампаний, можно ожидать, что, как и в прошлые годы, предпочтение в ходе выборов избиратели могут вновь отдать руководителям предприятий и организаций, предпринимателям и бизнесменам, работникам сферы образования, здравоохранения и культуры, а также активистам политических партий и общественных объединений. Нельзя исключать, что в числе депутатов окажется и «народник» - ретивый «борец за правду», «непримиримый» оппонент местной власти.
Поскольку органы муниципального управления заинтересованы в формировании лояльного им представительного органа, то с большой вероятностью они могут сполна использовать имеющийся в их распоряжении административный ресурс. Ведь подобная практика буквально расцвела в период, когда глава местного самоуправления избирался населением, а затем отдавал предпочтение совмещению этой роли с должностью главы администрации. Да и показатели качественного состава депутатского корпуса во многих муниципальных образованиях вполне могли демонстрировать профессионализм избранных депутатов, степень обладания опытом управленческой деятельности.
Формальные показатели квалификации не означают, что, будучи избранными в представительный орган местной власти, все без исключения депутаты с полной самоотдачей, высоким желанием и повышенной ответственностью возьмутся за непосредственное исполнение депутатских полномочий, отдавая этому должностное предпочтение. Обладая общими навыками управления, многие из впервые избранных в состав депутатского корпуса депутатов слабо представляют специфику и задачи органов местного самоуправления. Отдельные народные избранники оказываются не готовыми к этому ответственному виду общественной деятельности.
Поэтому, как и в период советской власти, значительная часть полномочий, задач и функций во властных структурах местного уровня будет реализовываться муниципальными служащими - работниками местных администраций. Как и прежде, именно этим работникам предстоит заниматься в большинстве своем всем диапазоном разнообразных вопросов: от подготовки рабочих материалов, аналитических справок, записок к заседаниям сессий представительного органа и комиссий совета до разработки проектов решений органа местного самоуправления.
Не является редкой и ситуация, при которой отдельные кандидаты в депутаты стремятся быть избранными и попасть в представительный орган, преследуя свои личные цели и интересы. Впоследствии это появляется в конфликте интересов ситуации, при которой личная заинтересованность депутата влияет или может повлиять на объективное исполнение им депутатских обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между интересами депутата и законными интересами граждан, общественных организаций, социальных групп населения, конкретного муниципального образования в целом.
Нередко причиной возникновения конфликтных ситуаций в структуре власти становится не только проявление амбиций со стороны отдельных личностей, но и слабая профессиональная компетентность, неосведомленность депутата в содержании депутатской деятельности, отсутствие опыта и навыков в работе представительного органа власти. Здесь становится особенно важной и необходимой роль руководителей органов местного самоуправления. Именно они в первую очередь должны проявлять осмысленный подход к профессионализации депутатского корпуса, стремление к разработке программ профессионального развития кадров аппарата (муниципальных служащих) и депутатского корпуса, реализовать меры по укреплению морально-психологического климата в муниципалитете. Должностные лица местных органов власти должны быть настоящими политическими и духовными лидерами муниципальных сообществ.