ориентированы на комментирование, разъяснение положений изменившегося и изменяющегося законодательства, что должно быть отнесено к жанру «внутриаппаратной учебы»;
используют технологии современного управления, свойственные бизнесу и не всегда адаптированные к специфике деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Использование данных подходов ориентирует служащего на управление территорией как обычным предприятием;
не используют технологии современного управления, свойственные «обучающейся организации», что не позволяет обеспечить адекватную реакцию в отношении изменения поведения элементов внешней среды и соответствующую скорость принятия решений;
используют подходы к организации повышения квалификации и переподготовки, свойственные классической форме образовательного процесса высшего учебного заведения (передача знания - воспроизведение знания), оставляя за кадром формирование первичных умений и навыков. Знать закон, требования положений реформы местного самоуправления недостаточно, необходимо уметь применить полученные знания, первичные навыки на практике при решении конкретных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, знать, чьи полномочия «подключить», как использовать собственность, иные ресурсы муниципального образования, предвидеть ожидаемые результаты, изменения, которые необходимо осуществить, риски, которые необходимо учесть;
не располагают необходимыми кадрами, которые способны учитывать специфику деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые способны адаптировать технологии бизнес-управления к деятельности вышеназванных органов, следовательно, предоставляемые образовательные услуги нередко низкого качества.
Рынок образовательных услуг, к сожалению, отличает недобросовестная конкуренция отдельных ее субъектов, специализирующихся в сфере переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Более того, некоторые из них предпринимают попытки предоставить услуги с грубейшим нарушением требований законодательства, регулирующего вопросы подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, что нередко ставит под сомнение легитимность выдаваемых удостоверений о повышении квалификации, дипломов о профессиональной переподготовке.
Все вышеназванное в совокупности привело к тому, что отдельные учебные и иные заведения дают знания о местном самоуправлении как совокупность сведений «о специальности» и в то же время не учат специальности как таковой, в частности, как полученные знания применить на практике. По сути, происходит формирование органов местного самоуправления не как «местной власти», а как хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования.
В результате реального повышения квалификации не происходит. Сегодня налицо конфликт интересов органов власти и образовательных учреждений, который требует взвешенного, юридически обоснованного, профессионально аргументированного подхода к его разрешению. Нужны кардинально иные подходы к организации повышения квалификации депутатов местного самоуправления, муниципальных служащих как органов исполнительно-распорядительной власти, так и представительных органов (создание синергетического эффекта). Необходимо разработать стратегию повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, в первой главе были рассмотрены теоретические аспекты местного самоуправления, органов местного самоуправления и проблема повышения квалификации депутатов.
Итак, местное самоуправление - это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В компетенцию местного самоуправления входит утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и иные социально-экономический вопросы местного значения, которые не исключены из его ведения, не переданы государственным органам. В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления - это представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
Необходимость повышения квалификации депутатов определяется тем, что у депутатов не сложилось понимание кардинально изменившихся требований современного законодательства к решению вопросов местного значения; уровень квалификации депутатов не достаточно соответствует требованиям современного управления, облеченного в рамки кардинально изменившегося законодательства, регулирующего решение вопросов местного значения.