Актуальность вопроса необходимости построения кардинально новой системы организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления, работающих на профессиональной основе, муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, организации обучения депутатов, работающих на общественных началах, определяется тем, что:
) у депутатов, муниципальных служащих не сложилось понимание кардинально изменившихся требований современного законодательства к решению вопросов местного значения;
) уровень квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих не соответствует требованиям современного управления, облеченного в рамки кардинально изменившегося законодательства, регулирующего решение вопросов местного значения;
) не сложилось понимание того, что система полномочий органов местного самоуправления, вытекающая из ФЗ-131, не позволяет решить ни один вопрос местного значения, пока не будут «включены» полномочия обеих ветвей органов местного самоуправления - представительного и исполнительного.
Ситуация, сложившаяся сегодня в организации деятельности органов местного самоуправления, такова, что представительные органы местного самоуправления не исполняют в полной мере предписанные им разработки и принятие общеобязательных правил решения вопросов местного значения с учетом интересов населения, носящих массовидный характер; исполнительно-распорядительные органы подменяют муниципальные предприятия, бюджетные организации в решении вопросов местного значения, не учитывают интересы населения, носящие массовидный характер; население не понимает новой сущности органов местного самоуправления и их отличия от системы органов власти, сложившейся в советское время, новых полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. Позиция населения: «Мы вас выбрали - решайте наши проблемы, как это было в советское время».
Низкая активность населения, непонимание сущности «новой местной власти», подмена органами местного самоуправления муниципальных предприятий, бюджетных организаций, некачественное исполнение полномочий всеми уровнями власти предопределили «замкнутый круг безысходности» и эволюционный характер развития местного самоуправления в противовес необходимости его реформирования. Более того: с одной стороны, сегодня в рамках структуры органов местного самоуправления сложился «альянс» депутатского корпуса и муниципальных служащих по решению вопросов местного значения как социально ориентированной, но социалистически заблуждающейся «местной власти». С другой стороны, высокий уровень профессионализма муниципальных служащих связан с подходами, которые были присущи системе управления в рамках социалистического государства и соответствующей экономики (предприятия и организации, которые решали вопросы местного значения, были структурными подразделениями «исполнительных органов местной власти»).
Парадокс, но отсутствует профессионализм как таковой по отношению к новой по форме и содержанию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Более того, экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, осуществление полномочий собственника в отношении которой строится на базе рыночной экономики. Вывод, который следует из сказанного, заключается в том, что сегодня муниципальный служащий - это «непрофессиональный профессионал». Это можно отнести и к государственным служащим (их определенной части даже на высоких уровнях управления). Что, наряду с иными причинами, привело и будет далее приводить к росту численности муниципальных, государственных служащих, потому что объем и масштаб решения вопросов местного значения будут неуклонно возрастать.
К другим аспектам вопроса, требующего своего решения в рамках построения новой системы профессиональной переподготовки, повышения квалификации депутатов и муниципальных служащих, следует отнести проблемы, которые свойственны образовательным учреждениям, специализирующимся на рынке соответствующих образовательных услуг. Подходы, сложившиеся в работе учебных и иных учреждений, специализирующихся на рынке образовательных услуг в отношении переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, не отражают требований динамично развивающегося законодательства, провозглашенных в стране реформ, задач, которые ставит жизнь, задач, которые вытекают из политик, проводимых органами государственной власти. Учебные и иные учреждения, специализирующиеся на рынке образовательных услуг в сфере государственного и муниципального управления: