Таблица 4. Развитие парадигмы определения стоимости и эффективности деятельности фирмы
1920-е годы |
1970-е годы |
1980-е годы |
1990-е годы |
1. Модель Дюпона (Du Pont Model); 2. Рентабельность инвестиций (ROI) |
1. Чистая прибыль на одну акцию (EPS); 2. Коэфф-т соотношения цены акции и чистой прибыли (P/E) |
1. Коэфф-т соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (M/B); 2. Рентабельность акционерного капитала (ROE); 3. Рентабельность чистых активов (RONA); 4. Денежный поток (Cash Flow) |
1. Экономическая добавленная стоимость (EVA); 2. Прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (EBITDA); 3. Рыночная добавленная стоимость (MVA); 4. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard - BSC); 5. Показатель совокупной акционерной доходности (TSR); 6. Денежный поток отдачи на инвестированный капитал |
На протяжении 70-90-х годов ряд исследователей пытались решить эту проблему. Ещё в 1975 году Стивен Керр, поводя итоги деятельности многих компаний, сделал вывод про необходимость существования разных систем измерения результатов хозяйственно-финансовой деятельности для разных целей, но ближе всех к её решению подошли американцы Р.С. Каплан и Д.П. Нортон. Они в 1990 году исследовали системы измерения результатов деятельности 12 крупных компаний, которые стремились расширить свои измерительные системы путём включения в них показателей нефинансового характера, так как это позволило бы им расширить информационную базу для принятия управленческих решений. Таким образом, предпосылкой появления BSC было стремление руководства компаний к усилению управленческой функции за счёт органического согласования интересов разных групп - акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того, чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления большим бизнесом, нужно было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему стратегического измерения. Результаты проведенных исследований привели к появлению концепции сбалансированной системы показателей - BSC.
Система направлена прежде всего на увязку показателей в денежном выражении с операционными измерителями таких аспектов деятельности предприятия, как удовлетворенность клиента, внутрифирменные хозяйственные процессы, инновационная активность, меры по улучшению финансовых результатов. Таким образом, она призвана дать ответы на четыре важнейших для предприятия вопроса (рис.4):
. как фирму оценивают клиенты (аспект клиента);
2. какие процессы могут обеспечить фирме исключительные конкурентные преимущества (внутрихозяйственный аспект);
. каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (аспект инноваций и обучения);
. как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект).
Рис.4. Сбалансированная система показателей - BSC.
Ответы на эти вопросы зависят от постановки целей, которые "выводятся" из стратегии предприятия, а затем "переводятся" в показатели системы управления. В ходе дискуссий обсуждаются не только целевые установки, но и измеряющие цели показатели, задания на плановый период и необходимые для их выполнения мероприятия.охватывает, в основном, стратегически важные направления, а оперативные (диагностические) сопоставления фактических и плановых показателей остаются предметом внимания других информационных подсистем, хотя в действительности провести между ними границу довольно сложно. "Баланс" в рамках концепции носит многоплановый характер, охватывая связи между монетарными и немонетарными величинами измерения, стратегическим и оперативным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия.
В рамках BSC необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования). На практике внимание менеджеров, как правило, сосредотачивается на показателях первой категории, а это приводит к тому, что бизнес-процессы остаются неконтролируемыми или слабоконтролируемыми (как по количественным, так и по качественным параметрам)