Рынок монополии отличается тем, что на рынке доминирует одна фирма, которая часто также называется "монополия". В идеале термин "монополия" предполагает наличие на рынке только одного производителя или продавца продукции, но в настоящее время, в соответствии с Антимонопольным законодательством как России, так и большинства развитых стран, монополией считается предприятие, доля рынка которого превышает 65%, а в определенных условиях даже предприятие, имеющее долю рынка 35%, также может считаться монополией. Для рынка монополии характерно наличие контроля над ценой и объемом продаж со стороны предприятия - монополиста, отождествление одного предприятия с целой отраслью, отсутствие у покупателя выбора по причине отсутствия товаров - заменителей, производимых другими фирмами.
Олигополия - это вид рынка, на котором продукцию предлагают несколько предприятий (от 2 до 8). Предлагаемая продукция может быть однородной (не иметь различий, по мнению покупателей) или дифференцированной (отличаться некоторыми свойствами). Для олигополии так же, как и для монополии, характерно наличие барьеров, не позволяющих конкурентам легко входить на рынок. Барьерами обычно бывает: наличие патентов на новые разработки, технологии, лицензии, выдаваемые государством для осуществления определенных видов деятельности, собственность на некоторые виды сырья, более низкие издержки, обусловленные масштабом производства. Учитывая небольшое количество предприятий на рынке, доля каждого из них достаточно велика, что дает возможность влиять на цены в отрасли. Но, несмотря на это, цены на рынке олигополии достаточно стабильны, так как предприятия часто не заинтересованы в развязывании ценовой "войны", обострении конкуренции.
Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, на котором относительно большое число производителей (60-80) предлагает продукцию одного назначения, но различающуюся некоторыми свойствами. Кроме этого, продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по особенностям, интенсивности рекламы. Учитывая вышесказанное, каждое предприятие на данном рынке оказывается в некотором смысле в роли монополиста, будучи единственным, кто предлагает товар с определенными специфическими свойствами, но, с другой стороны, так как товары, представленные на рынке все же одного назначения, то предприятия вынуждены конкурировать друг с другом. Контроль над ценой зависит от степени дифференциации товара: чем он больше дифференцирован, тем выше контроль над ценой у фирмы, производящей этот товар и наоборот. Вход на рынок и доступ к информации на рынок монополистической конкуренции более свободен, чем на рынки монополии и олигополии. Часто на рынках складываются промежуточные формы конкуренции, имеющие характеристики сразу двух видов конкуренции.
Также имеет значение иные характеристики рынка, на котором функционирует предприятие. Так, Ф. Котлер указывает, что существует два основных типа рынков - Рынок продавца (рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть покупателям) и Рынок покупателя (рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть продавцам). Очевидно, что стратегии компаний, находящихся на разных рынках будут также значительно различаться.