Как видно, современные условия ставят предприятия в весьма затруднительное положение, при котором основной целью становится выживание на рынке.
В целом, в экономической науке разделяют несколько типов конкуренции в зависимости от выбранного критерия (рис.2):
§ по методам осуществления;
§ по отраслевой принадлежности;
§ по степени свободы.
Очевидно, что достижение конкурентных преимуществ для предприятия и выбор конкурентной стратегии будет зависеть от состояния отрасли в которой оно осуществляет свою деятельность (в частности, значимость отрасли для конкурентной стратегии особо отмечает М. Портер), от выбора метода достижения конкурентных преимуществ, от степени свободы в отрасли.
Рассмотрим классификацию более подробно.
Рис.2 - типы конкуренции в зависимости от выбранного критерия.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В свое время американская монополия "Кока-Кола" применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Также конкуренция делится на конкуренцию на внутреннем рынке и конкуренцию на внешнем рынке. На внешнем рынке конкуренция, как правило, острее, так как на внутреннем рынке государственная экономическая политика может способствовать снижению остроты конкуренции.
В зависимости от количества производителей и потребителей продукции, дифференциации продукции, контроля над ценой различают совершенную и несовершенную конкуренцию, которая, в свою очередь делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Совершенная конкуренция характеризуется большой численностью продавцов продукции и покупателей; идентичностью товара; малой долей рынка каждой фирмы и, как следствие, отсутствием контроля над ценой со стороны отдельного предприятия, а также свободным входом на рынок для других производителей.
Несовершенная конкуренция возникает уже тогда, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Совершенной конкуренции в строгом понимании можно сказать, что не существует, могут быть лишь рынки, близкие к совершенной конкуренции. Поэтому подавляющее большинство рынков - это рынки с несовершенной конкуренцией того или иного вида. Рассмотрим их подробнее.