- на каких рынках, и по какой цене будет реализовываться и т.д.
Эти задачи решаются предпринимателями на стадии организации фирмы, и для сформировавшейся компании они являются заданными условиями её функционирования, так и рассматриваемая нами в настоящей работе фирма имеет устоявшийся диапазон оказываемых услуг, функционирует на рынке, испытывает влияние внешней среды и заинтересованных лиц, и участвует в конкурентной борьбе.
Внешние по отношению к фирме заинтересованные лица оказывают на неё иное влияние. Для успешного функционирования организации необходимо учитывать их интересы, например, соответствовать ожиданиям клиентов от предлагаемых фирмой товаров или услуг, вовремя оплачивать услуги поставщиков. При этом на большинстве рынков фирма сталкивается также и с конкурентами, заинтересованными в вытеснении компании с рынка.
С. Хант определяет конкуренцию
как процесс нарушения рыночного равновесия вследствие борьбы компаний за сравнительные преимущества, приводящей к завоеванию рыночных позиций и улучшению финансовых показателей.
При этом, согласно Ф. Котлеру, рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Существует ряд факторов, влияющих на конкуренцию на рынке.
Факторы могут быть как внешние - обусловленные особенностями рынка, так и внутренние, отражающие специфику ведения бизнеса каждой компании.
Внешняя среда фирмы
может быть определена как множество сил и субъектов, которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами. Внешняя среда фирмы формируется заинтересованными лицами в широком смысле.
К внутренним факторам, которые влияют на эффективность фирмы, относятся ее организационная структура, состав и квалификация персонала, организация труда и методы управления, состояние производственно-технической базы и технология. Важнейшими внутренними факторами развития компании являются также цели и задачи организации. В эту группу факторов входят также производственные ресурсы и различные производственные затраты, и важнейшим для целей компании является показатель экономической эффективности использования этих ресурсов, или их способности обеспечивать получение большего или меньшего результата, соответствующего цели деятельности
Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. По мере развития фирмы ее руководству приходится учитывать растущее число факторов внешней среды, которые принимают все более глобальный характер.
Состояние внешней среды фирмы оказывает определяющее влияние на ее экономическую устойчивость. От экономической устойчивости, в свою очередь, во многом зависит эффективность работы фирмы. В то же время эффективная работа оказывает и обратное - положительное - воздействие на экономическую устойчивость любого хозяйствующего субъекта. В общем виде взаимосвязь этих категорий можно представить следующим образом.
Рис.1 Взаимосвязь состояния внешней среды, экономической устойчивости и эффективности работы фирмы
Экономическую устойчивость, таким образом, можно описать как способность компании адекватно реагировать на изменения внешней среды, обеспечивая выживание организации и эффективность её функционирования.
Устойчивое функционирование фирмы обеспечивается оптимальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды фирмы - стоит одному из них "выйти из состояния равновесия", как нарушается нормальное функционирование системы (например, при нарушении сроков поставки ресурсов не будет своевременного выпуска товаров и услуг; "закупорка" каналов сбыта продукции нарушает ход производства, подрывает финансовое состояние и т.д.). Как результат снижается экономическая эффективность функционирования организации и сокращаются возможности для достижения стратегических и тактических целей. Способность фирмы сохранять устойчивость на рынке и развиваться мы можем определить как конкурентоспособность.