Для рассмотрения вопросов повышения конкурентоспособности конкретного предприятия на рынке, прежде всего, необходимо определить ключевые для исследования понятия, рассмотреть среду функционирования предприятия, её особенности и влияние на тактические и стратегические задачи, которые необходимо решить предприятию для достижения своих целей.
Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования.
Рассматривая фирму, мы, как правило, рассматриваем юридическое лицо, и коммерческую организацию, поскольку проблемы конкурентоспособности в общем случае касаются именно коммерческих организаций. Согласно Гражданскому кодексу РФ "Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели
и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)". Таким образом, внутренней целью коммерческой организации является извлечение прибыли.
Деятельность компании зависит от так называемых "заинтересованных лиц" (
stakeholders
), или групп, без чьей поддержки организация не сможет существовать. В их руках заключено определенное влияние на фирму. Классическая точка зрения в бизнесе состоит в том, что корпорации имеют обязательства перед акционерами, держателями акций, которые священны и нерушимы. Действия или бездействие корпорации должны направляться заботой о нуждах ее акционеров, заинтересованных в таких показателях, как биржевой курс акций, доход на акцию или любой другой финансовый показатель. Таким образом, любое действие, предпринятое руководством, должно в итоге оцениваться по тому, служит ли оно интересам корпорации и ее акционеров.
Различают два вида заинтересованных лиц:
"Заинтересованное лицо" в широком смысле - любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей. В этом смысле "заинтересованными лицами" являются объединенные общими интересами общественные группы, правительственные организации, профобъединения, конкуренты, союзы, а также рабочие и служащие, группы покупателей, владельцы акций и др.
"Заинтересованное лицо" в узком смысле - любые поддающиеся идентификации группы или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации. В этом смысле "заинтересованными лицами" являются рабочие и служащие, группы покупателей, некоторые поставщики, основные правительственные организации, некоторые финансовые органы и др.
Как видно, заинтересованные лица включают в себя не только группы или лица, находящиеся "внутри" организации, но также и внешние для фирмы.
Рассматривая цели заинтересованных лицнепосредственно относящихся к фирме, мы можем наряду с максимизацией прибыли выделить такие цели, как:
- максимизация дивидендов и оптимизация дохода для акционеров
- максимизация совокупной выручки, посредством максимизации объемов продаж; максимизация темпов роста фирмы - для управляющих
Например, прибыль (доход) является важнейшей, но не единственной целью деятельности фирмы. Для того чтобы получить прибыль, необходимо сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность.
Достижение указанных выше целей подразумевает решение ряда стратегических и тактических задач.
Первоначальная стратегическая задача для любой фирмы заключается в определении концепции предприятия.
Концепция предприятия - это представления предпринимателя о характере и объемах производства на будущем предприятии продукции (работ, услуг), увязанных с внутренними и внешними факторами функционирования предприятия. Составными частями концепции предприятия являются: производственная программа, объем используемых факторов производства, финансовые средства, поставщики, потребители.
Исходным пунктом концепции является предпринимательская идея. Опираясь на эту идею, предприниматель должен дать себе ответ на такие вопросы как:
- какого класса будет продукт (услуга), на кого он будет рассчитан;
- в каких вариантах будет производиться;