объективные (которые зависят от самой организации);
субъективные (связаны с деятельностью организации).
Возможен и другой подход к классификации (структурная):
1. Экономические факторы: отслеживаются на макроуровне и оперируют следующими показателями:
- уровень дохода и накопления (статистика);
платежеспособность;
система квот;
система таможенных пошлин;
механизмы государственного регулирования.
2. Рыночные факторы:
информация;
реклама;
информационное обеспечение;
внутренние и международные конкуренты;
конъюнктура рынка.
. Научно-технические факторы:
уровень развития науки;
инновационная государственная политика;
- механизмы финансирования фундаментальных и прикладных исследований.
4. Социальные факторы:
изменение политической обстановки;
качество и уровень жизни;
структура потребностей;
организация досуга;
демографическая ситуация;
уровень квалификации специалиста и т.д.
. Правовые факторы:
законодательная база;
регулирующая деятельность организаций всех уровней;
развитие совместных предприятий;
гарантия прав собственности;
защита от монополистических производств;
защита потребителей от недоброкачественной продукции.
. Природно-климатические и экологические факторы:
наличие материальных ресурсов;
транспортные связи;
специализация;
кооперация;
разделение производства;
. Организационные факторы:
размещение предприятий;
экономическая эффективность;
отраслевая характеристика;
международные связи.
Результирующие показатели деятельности отражают динамику организационного развития. Если она положительна, организационный процесс характеризуется как прогрессивный. Если - отрицательна, то организационный процесс - регрессивный.
К понятию факторов цикличности примыкает понятие причин цикличности.
Причины связывают с усилением или ослаблением факторов. Основной причиной считают действия конкретного человека. Процесс стимулирования отслеживается на макроуровне. Основной задачей антикризисного управления является ослабление негативного воздействия, как в субъективном, так и объективном плане.
В вопросе цикличности особо выделяют влияние внутренних факторов. Они делятся на:
. факторы, влияющие на производство:
- по содержательному признаку: что выпускает, нужно ли это обществу и рынку, жизненный цикл продукта или услуги;
материально-технические факторы: связаны с технической и технологической оснащенностью, т.е. имеют место процессы замены морально устаревшей техники на новую или её реконструкцию, освоение новых технологий, разработка моделей снижения затрат, определение системы контроля и т.д.
2. организационные факторы:
- собственную организацию производства с функциями маркетинга и логистики;
организацию труда, т.е. рациональное разделение и кооперацию труда, разработка оптимизации критериев труда и отдыха, эффективное использование персонала;
организацию управления, т.е. формирование организационной структуры, управленческой структуры, система мотивации и стимулирования.
3. социально-экономические факторы:
- изменение состава персонала;
отношение к собственности;
эффективность стимулирования труда.
4. факторы, влияющие на обращение:
- качество и уровень маркетинга;
функция организации, миссия, корпоративная культура, принципы деятельности.
5. управленческие факторы:
- отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
низкая квалификация и неопытность менеджеров;
низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы.