Существуют разные подходы к трактовке информационного пространства. В разных источниках оно определяется как «современная информационная среда», «информационно-коммуникативное пространство», «информационная инфраструктура». Однако с точки зрения системного подхода информационное пространство - это структура, состоящая из повторяющихся на иерархически соотнесенных уровнях взаимосвязанных компонентов, к которым специалисты относят:
· ресурсы (банки, базы данных и знаний, документальные информационные потоки, потоки сведений и др.);
· организации (инфраструктура производства и распространения информации);
· участников коммуникации;
· средства и технологии (вся совокупность технических, телекоммуникационных средств, а также каналов и средств создания и передачи информации).
Карту информационного пространства и его покрытия средствами информационно-коммуникационных технологий можно представить следующим образом.
.Информационная база:
· ресурсы (массивы данных);
· инфраструктура (информационные системы архивов, библиотек, систем научно-технической информации, СМИ, правовой информации).
.Коммуникационная база:
· участники коммуникации (субъекты, производящие и передающие информацию, а также субъекты, получающие и использующие информацию);
· каналы коммуникации (как синхронные, так и асинхронные).
.Технологическая база:
· телекоммуникационная инфраструктура (средства связи и телекоммуникации);
· технические средства (устройства ввода/вывода, а также передачи, обработки и хранения информации);
· программные средства (передачи, обработки и защиты информации);
· организационно-методическое обеспечение (регулирующие нормативно-правовые акты, стандарты, организационно-технологическая документация).
Система управления знаниями организации должна покрываться полем информационной базы описываемого пространства.
Наиболее эффективным вариантом реализации системы управления знаниями представляется приложение, доступное пользователям внутри организации, а также и пользователям сети Интернет, и является:
· программным обеспечением, предназначенным для решения задач размещения, публикации, систематизации и каталогизации информационных ресурсов фирмы;
· решением, интегрирующим ресурсы различных типов;
· инструментом публикации описаний информационных ресурсов различных типов с возможностью размещения ресурсов как в центральном хранилище, так и в других источниках данных, доступных по различным каналам доступа.
Преимущества подобного решения с точки зрения бизнес-пользователя:
· работа с ресурсами с учетом международных стандартов метаданных;
· интеграция в международное образовательное пространство;
· решение вопросов правового обеспечения, учета и регистрации авторских прав и прав на использование информационных ресурсов;
· формирование и поддержка каталога информационных ресурсов.
Внедрение системы такого класса позволит получить следующие результаты:
· создать основу для формирования единого информационного пространства фирмы;
· повысить отдачу от использования информации;
· накапливать и использовать знания;
· создать ряд новых интерактивных сервисов для сотрудников;
· подготовить базу для модернизации существующих информационных систем и повысить эффективность их использования.
В целом реализация системы управления знаниями способствует укреплению позиций организации на рынке, а также повышению эффективности ее деятельности в целом.
Методика оценки управления знаниями