Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация.
Суть этого этапа заключается в приспособлении новичка к своему статусу и обусловливается его вхождением в межличностные отношения с коллегами. На этом этапе важно дать новичку возможность принять активное участие в делах организации, применяя знания, полученные о предприятии. Для персонала важно на этом этапе оказывать поддержку новичку и оценивать деятельность.
Этап 4. Функционирование.
Функционирование является последним этапом в процессе адаптации, ему свойственно постепенное преодоление проблем и начала периода стабильной работы. В случае неконтролируемого процесса адаптации этот этап наступает через год работы. Но если процесс адаптации регулировать, то можно добиться сокращения перехода к этому этапу до 2-3х месяцев. Что будет выгодно как предприятию, так и самому работнику.
Успех адаптации обусловлен:
высоким исходным уровнем опыта, знаний и навыков;
интересом к организации и новой работе, наличием перспективы;
обладанием необходимыми волевыми и психологическими качествами (упорством, хладнокровием, терпением и т. п.);
своевременной помощью окружающих, прежде всего руководителя;
умением предвидеть трудности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации и проч.
Признаками успешной адаптации являются:
овладение необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
появление интереса к организации и работе, которая начинает играть все более значительную роль в жизни, и ощущения связи с профессией, удовлетворенность;
неукоснительное выполнение требований трудовой дисциплины;
стремление к совершенствованию;
хорошие взаимоотношения в коллективе, ощущение психологического комфорта.
В то же время адаптация связана с немалыми трудностями:
предубеждение и негативное отношение на первых порах окружающих (особенно руководителя);
необходимость выполнения новых обязанностей, часто в непривычных условиях (при отсутствии необходимого опыта и навыков и непригодности многих прежних), поэтому значительная подверженность стрессам;
несоответствие представлений и реальности (неудовлетворенность возможностями организации, обманутые ожидания и т. п.);
безразличное отношение нового коллектива;
сложность разрыва прежних связей и привыкания к новым нормам.
Адаптация человека к должности и организации предполагает [8, с. 40]:
максимально быстрое достижение им рабочих показателей;
привыкание к коллективу, компании, ее неофициальной структуре;
освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;
уменьшение стартовых издержек фирмы;
снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новичком;
сокращение текучести кадров;
экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев;
развитие у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, содействие появлению у него реальных ожиданий, удовлетворенности работой.
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются организация: семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с сотрудником; интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников; использования метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнения разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовки замены при ротации кадров; проведения в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Механизм управления процессом адаптации предусматривает решение трех важнейших проблем: