В сфере управления персоналом мотив - это конкретный, осознанный вид внутреннего побуждения работника, актуальная потребность, которую он пытается удовлетворить, работая в данной организации. [31, c. 86]
В психологии стимул (лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Стимул в социологии -
. Побуждение к действию, побудительная причина поведения.
. Раздражитель, вызывающий реакцию.
. Заинтересованность в чем-либо.
Стимул с точки зрения менеджмента - это, прежде всего, внешнее побуждение, элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда. [8, с.104]
Стимул - это предмет или явление, имеющие в данной ситуации определенное значение для объекта управления, активизирующие его поведение в силу положительно оцениваемого шанса и выгодности обладания ими (или избежания их), и способствующие достижению цели, поставленной субъектом управления.
Стимул - фактор воздействия, инструмент, используемый менеджментом для корректировки трудового поведения персонала. [30, c.17]
Стимулы, как и мотивы, выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников.
Выводы по Главе 1.
Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным образом направлены на их совершенствование.
Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно: отсутствие мотивационных моделей в организациях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов, в том числе педагогического состава спортивной школы.
Таким образом, стимулирование - это использование интересов в управлении и фактор формирования системы интересов.
Стимулирование часто рассматривается как одна из основных функций управления, составляющая необходимый вид деятельности менеджера в процессе его воздействия на руководимых им работников.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА