В отчётном 2009/10 году правление ЗАО «Союз турист» уделило особое внимание специфическим рискам туристической отрасли, с целью их систематизации, контроля и ограничения.
Риски ликвидности
Основываясь на данных входящих произведенных платежах, зимние месяцы традиционно характеризуются низкой ликвидностью туристической отрасли.
Поскольку еще в предыдущем году банками был подтвержден кредит в сумме 7,8 миллиардов рублей, которым предприятие не воспользовалось, его ликвидность в зимнем сезоне продолжала оставаться экономически стабильной, и без дополнительной внешней поддержки, обеспечивало прочное экономическое развитие.
В финансовой деятельности предприятия, существует необходимость защиты задатка (выплат) клиентов. В случае если туроператор не в состоянии гарантировать сохранность задатка, он не имеет права продавать туры. Летом 2009 данное положение было закреплено законодательно.
Риск степени нагрузки
Следующий важный риск ― недостаточная степень загрузки существующих мощностей, главным образом авиации и отелей связанных долгосрочными договорами с туроператором. Долгосрочные договорные обязательства с учётом мощностей отеля были пересмотрены и стали более пластичны.
Кроме этого удалось снизить зависимость концерна ЗАО «Союз турист» от контингента отелей ниже уровня предыдущего года, путём предоставления депозитов и гарантий на степень загрузки, прежде всего в континентальной Европе.
В области возможностей своей авиации степень загруженности была значительно увеличена. Этому способствовали как, собственные туроператоры, так и привлечённые.
Рисунок 4.2 - Риск колебания цен
Учитывая глобализацию деловых интересов, ЗАО «Союз турист» подвержен большому спектру рисков колебания цен, которые складываются с одной стороны, из валютного и банковского процентного рынка, с другой стороны из развития цен на топливо. В особенности последний фактор отмечен высокой неустойчивостью при одновременном непрерывном растущем уровне цен в прошлом отчётном году. Финансовые воздействия этого риска понижаются, благодаря использованию подходящих финансовых инструментов (Производные финансовые инструменты). Для всех обществ, входящих в состав концерна ЗАО " Союз Турист", управление рисками валюты, процентов и цен на горючее проводится центрально.
Основой для управления рисками являются генеральные директивы, определяющие уровень отклонения и права (объём и правомочия) для проведения необходимых деловых операций.
Все объединения, входящие в состав концерна ЗАО «Союз турист» ежемесячно докладывают об их действующих и планируемых потребностях в иностранной валюте, и в случае необходимости - авиатоплива. Эти сведения являются основой для планирования обеспечения объединения. Исходя из действующих и планируемых потребностей по контрактам, их обеспечение осуществляются путём форварда, свопа и опционных сделок с кредитными институтами. Валютные и топливные объёмы потребления ориентируются на курсы калькуляции зимнего и летнего сезона.
В следствии глобализации деловых интересов объединений, входящих в состав концерна ЗАО «Союз турист», входящие и исходящие платежи производятся в различных валютах. В виду того, что эти денежные потоки не поддерживаются равноценной по величине валютой или другими равноценными единицами, они подвержены риску колебаний котировок в пределах отдельных валют. Основной статьёй валютных расходов концерна ЗАО «Союз турист», являются расходы на закупку авиатоплива. Данные выплаты осуществляются в основном в долларах США.
Во время разработки каталога все предложенные туристические продукты гарантируются примерно на 80% согласно специфическим курсам валюты. Адаптация к реальным потребностям происходит в течение сезона. Защита трёх основных валют (доллар, евро, рубль) от рисков производится в основном по срокам, а также по опционам «Plain Vanilla». Защита от рисков остальных валют производится по срокам.
Керосин для флота концерна ЗАО «Союз Турист» обеспечивается в 2 этапах. С одной стороны до дня разработки расписания полётов, спрос на сырую нефть обеспечивается в размере 95%. С другой стороны издержки на добычу керосина из сырой нефти обеспечиваются в размере 50% в течение последних 6 месяцев перед разработкой расписания полётов. В качестве инструмента обеспечения применяются в основном комбинации сохранения, а также различные спецификации сырой нефти.
Риск контроля и управления
Еще в начале отчётного года в портфолио участий концерна ЗАО «Союз Турист» находились многочисленные участия меньшинства отелей и агентствах различных центров туризма во всем мире.